ОБЩЕИЗВЕСТНО, что главным торговым партнером Украины в течение всего времени ее существования как независимого государства является Россия. Ее доля в товарообороте Украины неизменно составляет около 40%.
Последовавшие с августа 1998 г. инфляционные процессы, потрясения банковских систем, усугубившие проблему неплатежей, не могли не отразиться на двусторонних экономических отношениях. Так, в 1998 г. уменьшение объема товарооборота в сравнении с 1997 г. составило 17,1%.
Увы, указанная тенденция сохраняется и в этом году. По итогам трех кварталов текущего года товарооборот Украины с Российской Федерацией оказался на 20% меньше, чем в аналогичный период 1998 г.
Учитывая дух стратегического партнерства, зафиксированного в "широкомасштабном" межгосударственном договоре, который был подписан президентами России и Украины 31 мая 1997 г., восстановление, а затем и увеличение двустороннего товарооборота должно быть стратегической задачей наших министерств торговли. Отсюда и тот интерес и, к сожалению, те вопросы, которые возникли при чтении статьи Миланы Давыдовой "Министр торговли Михаил Фрадков встал на защиту отечественного производителя".
Да, безусловно, выход, или, правильнее, продвижение национальных товаропроизводителей на внешние рынки, - одна из первоочередных и важнейших задач каждого государства, особенно формирующего свою экономику на новых началах. Но когда говорится о том, что "российская торговая политика должна стать более агрессивной", что истолковывается как отказ от односторонних уступок в отношении доступа товаров и услуг из стран СНГ на российский рынок, то поневоле возникает вопрос: до какой степени может дойти эта "агрессивность"? Неужели Россия, мощная торговая держава, из великодушия или других сугубо гуманных соображений позволила своим торговым партнерам по СНГ добиться односторонних уступок в торговле?
Дальше - больше. Оказывается, "среди стран СНГ наиболее протекционистскую политику по отношению к российскому экспорту проводит Украина", которая - ни много ни мало - "создала законодательную базу по ограничению свободной торговли". И здесь возникает необходимость расставить все на свои места.
Тот, кто следит за развитием украинско-российских торгово-экономических отношений, воочию убедился, что правительством Украины не было принято ни единого документа в области внешнеэкономической деятельности, который бы вводил меры тарифного или нетарифного регулирования только по отношению к России. Нормы и требования тех нормативных актов, которые принимаются в этой области, относятся ко всем странам, с которыми торгует Украина, - в отличие от некоторых решений правительства РФ, не распространяющихся на государства - члены Таможенного союза.
Приведенное в статье перечисление мер ограничения режима свободной торговли, якобы имеющих место со стороны Украины, свидетельствует, к сожалению, о полном незнании фактического состояния дел.
Например: разве в России нет сертификации товаров, в том числе и импортных? Разве не российская сторона установила с 15 августа 1998 г. дополнительную
3-процентную пошлину еще до того, как Украина ввела (причем временно, с 1 июля по 31 декабря 1999 г.) 2-процентный дополнительный таможенный сбор? Вопрос об отмене взимания ввозных пошлин и НДС с российских подакцизных товаров и товаров повышенного спроса был решен еще в сентябре 1998 г., и это неоднократно доводилось до сведения Минторга РФ. Введение минимальной таможенной стоимости на ряд товаров (кстати, этот перечень поэтапно сокращается) не распространяется на российские товары, так как в соответствии с межправительственным Соглашением о свободной торговле, подписанным 24 июня 1993 г., стороны взаимно не взимают ввозные таможенные пошлины.
Что касается претензий по нормативно-правовым актам, то проведенный в свое время тщательный анализ названных российских перечней показал, что лишь 4 из них можно считать косвенными регулирующими актами в области торговли, однако фактическое их влияние крайне незначительно.
Причем, к сожалению, так случилось, что за "ловлей блох" не приметили главного. Ведь даже упомянутые выше 4 нормативно-правовых акта не идут ни в какое сравнение с теми действительно серьезными ограничительными мерами, которые вводятся российской стороной в одностороннем порядке и зачастую именно против украинских товаров - вопреки существующей договорно-правовой базе и в первую очередь Соглашению о свободной торговле.
Так, в 1996 г. только для украинских товаров был введен импортный НДС с сохранением при этом экспортного НДС на российские товары, в результате чего украинские товары на российском рынке подорожали на 20%. В 1997 г. сахар был в одностороннем порядке выведен из режима свободной торговли; Украина, традиционный поставщик, теряет на этом в товарообороте почти полмиллиарда долларов в год. В 1998 г. установлена 3-процентная дополнительная импортная пошлина, увеличены в 3 - 4 раза ставки железнодорожных тарифов на экспортно-импортные перевозки, произошло обвальное падение товарооборота из-за августовского кризиса. В 1999 г. полностью запрещен импорт спирта, введены импортные пошлины на сахар, патоку, экспортные пошлины на целый ряд товаров, в том числе энергоносители, приняты "драконовские" меры по фактически двойной предоплате импортных контрактов.
А далее - судите сами. При экспорте в страны СНГ российские товары облагаются экспортным НДС, т.е. фактически страны СНГ вынуждены на 20% переплачивать за российскую продукцию.
Достаточно проанализировать выполнение именно российской стороной последних протокольных решений заседания смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству и подкомиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, чтобы констатировать, что принимаемые на высоком уровне решения фактически не выполняются.
На четвертом заседании смешанной комиссии в ноябре 1998 г. была достигнута договоренность о взаимном снижении ставок железнодорожных тарифов на перевозки красноярских бурых углей по территории Украины и украинской соли - по территории России. Прошел год. Практически не было переговоров, на которых этот вопрос не поднимался бы. Итог: еще в 1998 г. Украина снизила тарифы на перевозку углей на 64%, а Россия снизила тарифы на перевозку украинской соли "аж" на 7%. И это при том, что транспортная составляющая в цене украинской соли доходит до 75%!
В течение 1999 г. Министерство по внешним экономическим связям и торговле Украины, учитывая неудовлетворительный ход выполнения решений смешанной комиссии и прогнозируя дальнейший спад взаимной торговли, неоднократно инициировало проведение очередного заседания подкомиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, но не находило поддержки у российской стороны. Лишь накануне встречи глав правительств России и Украины в августе этого года удалось провести очередное заседание подкомиссии.
6 октября 1999 г. Верховная Рада Украины приняла закон о ратификации Соглашения о создании Зоны свободной торговли. Россия также присоединилась к этому соглашению и к протоколу о создании Зоны свободной торговли. Однако период, прошедший после подписания указанного протокола, ознаменовался рядом новых постановлений правительства РФ о введении экспортных пошлин на энергоносители и сырье, причем все это применяется и к Украине, несмотря на установленный межправительственным соглашением режим свободной торговли.
Помимо этого, в проект бюджета на 2000 г. закладываются те же принципы налогообложения, которые были в 1999 г., что идет вразрез с подписанными документами о Зоне свободной торговли. А потеря времени в этом главном вопросе со стороны важнейшего участника реализации Зоны свободной торговли может свести на нет усилия всех государств - участников СНГ.
Неизменная позиция Украины заключается в том, что в области внешнеэкономической деятельности действия сторон должны носить скоординированный характер, принимаемые меры тарифного и нетарифного регулирования не должны ущемлять интересы традиционных торговых партнеров; политика "выживания в одиночку", по нашему мнению, не является перспективной.