В "НГ" ОПУБЛИКОВАНА статья Леонида Ивашова, начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, "Роль России в урегулировании конфликтов усиливается", в которой автор рассматривает события на Северном Кавказе и в Центральной Азии. Статья вызывает много вопросов, а отдельные положения, касающиеся Грузии, требуют принципиальных уточнений.
1. Причины сегодняшних событий на Северном Кавказе имеют давние корни, но особенно следует отметить тот факт, что в конце 80-х и в начале 90-х гг. в регионе развивались процессы, которые стали представлять серьезную опасность интересам национальной безопасности как России, так и Грузии. Речь идет о действиях по созданию Горской Республики со столицей в Сухуми. Эта цель была провозглашена в ноябре 1991 г. Конфедерацией горских народов Кавказа и предполагала отделение от РФ республик Северного Кавказа, а от Грузии - Абхазии и Южной Осетии. Для реализации своих замыслов КГНК начала создавать вооруженные формирования, службу безопасности и другие структуры. В военных лагерях, созданных на Северном Кавказе и продолжающих функционировать сегодня, стали проходить подготовку будущие "герои" Гагр и Сухуми, Буденновска и Первомайска. Возможно, там прошли подготовку и участники недавних террористических актов в Буйнакске, Москве и Волгодонске.
Грузия, одной из первых в Кавказском регионе столкнувшаяся с реальной угрозой агрессивного сепаратизма, неоднократно предупреждала о той опасности, которую он таит в себе. Господину Ивашову должно быть хорошо известно, что в период вооруженного конфликта в Абхазии в данный регион Грузии с территории России беспрепятственно проникали боевики и поставлялось всевозможное оружие. Позже опыт войны в Абхазии был использован и используется сегодня боевиками в России. По-другому не могло и быть, так как нерешительность, а порой беспринципность и поддержка сепаратизма в государствах Южного Кавказа привели к тому, что сепаратизм стал разъедать и Северный Кавказ.
Сегодняшние события на Северном Кавказе не могут не вызывать серьезную обеспокоенность в Грузии и других государствах Южного Кавказа, потому что они способны резко обострить обстановку, нарушить хрупкий мир в регионе и повлечь за собой непредсказуемые процессы.
Нынешняя обстановка требует от России и Грузии, других государств Южного Кавказа принятия совместных и решительных мер по противодействию агрессивному сепаратизму, любого рода экстремизму, подрывающим территориальную целостность, стабильность и безопасность наших государств.
Заявления некоторых представителей органов власти РФ о поставках оружия и боеприпасов, перемещении боевиков в Чечню и Дагестан с подконтрольных грузинским властям территорий необоснованны и беспочвенны. Во-первых, эскалация конфликта на сопредельной российской территории не отвечает интересам грузинского государства, да и подобная "тактика" не характерна для внешней политики Грузии. Во-вторых, Грузия не располагает видами оружия и боеприпасов, которые использовались в ходе боевых действий в Дагестане.
В-третьих, в связи с событиями на Северном Кавказе власти Грузии предпринимают дополнительные и активные усилия по укреплению чеченского и дагестанского участков российско-грузинской границы. Каналы поступления оружия и боеприпасов, их поставщиков необходимо искать в другом месте.
Глубоко убежден, что звучащие в связи с последними событиями на Кавказе заявления в адрес Грузии не отвечают интересам наших государств и народов. Они могут еще больше накалить и без того сложную обстановку в регионе.
2. Автор статьи пишет, что "сегодня складывается критическая ситуация, связанная с размещением наших военных баз в Грузии" и что Грузия отказалась от выполнения достигнутых с РФ договоренностей по ним. Так ли это?
09.10.93 был подписан "Договор между Республикой Грузия и РФ о правовом статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Грузия".
Согласно ст. 34 договора, он подлежал ратификации и вступал в силу в день обмена ратификационными грамотами. Договор должен был оставаться в силе до конца 1995 г. и автоматически продлеваться "на последующий трехлетний период, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме другую Сторону за один год до истечения первоначального срока о своем желании прекратить действие Договора". Даже при вступлении его в силу он действовал бы до конца 1998 г. Но, как известно, договор не был ратифицирован сторонами.
Проявляя добрую волю, стремясь придать правовой статус российским воинским формированиям на территории Республики Грузия, глава Государства Грузия г-н Шеварднадзе своим распоряжением # 175 от 21.10.93 принял решение о временном применении вышеуказанного договора и соглашений, подписанных вместе с ним. Хотя данный внутригосударственный нормативный акт в одностороннем порядке не мог создать международных обязательств для Грузии в отношении договора от 09.10.93, поскольку не были проведены соответствующие международно-правовые процедуры (в частности, не было получено соответствующее уведомление от российской стороны о временном применении договора), российские воинские формирования, временно находящиеся на территории Грузии, в период с 1993 по 1996 г. пользовались всеми таможенными и иными льготами, предусмотренными вышеуказанными документами.
С 1996 г. в Грузии был принят ряд законов в таможенной и налоговой сферах. Эти законы, имеющие обязательную силу на территории Грузии, не предусматривают каких-либо налоговых и иных льгот не только для российских воинских формирований, временно находящихся на территории Грузии, но и для самих грузинских Вооруженных сил. Ввиду отсутствия каких-либо международно-правовых обязательств по этим вопросам, которые противоречили бы указанным внутригосударственным актам, Грузия распространяет их действие на российские воинские формирования, временно находящиеся на территории Грузии.
Таким образом, касаясь случая с колонной из 200 машин Вооруженных сил РФ и заявления г-на Ивашова о том, что грузинская таможенная служба "дана на откуп английской фирме", необходимо отметить следующее. Таможенники Грузии и английская фирма действовали строго в рамках грузинского законодательства.
Следует отметить, что в военной сфере между Грузией и РФ существует комплекс проблем, часть которых нашла отражение и в статье г-на Ивашова. Но для их решения требуется цивилизованный подход. Именно с этой целью президентом Грузии г-ном Шеварднадзе была создана Государственная комиссия в составе министров иностранных дел и обороны Грузии. Необходимо также подчеркнуть, что в последнее время достигнуты договоренности, согласно которым российская сторона создаст специальную комиссию для начала переговоров по всему спектру военных вопросов, решение которых окажет существенное влияние на развитие грузино-российских отношений.
3. Господин Ивашов пишет, что "определенные государства, желая вступить в НАТО, становятся на путь антироссийской риторики и действуют против интересов РФ. К сожалению, возможно, на этот путь стали и некоторые политики Грузии".
Грузия развивает свои отношения с Североатлантическим альянсом в рамках программы "Партнерство во имя мира". Некоторые государства СНГ, например, Россия, имеют особые отношения с НАТО, которые определяются соответствующими документами. При их заключении мнением Грузии как партнера по СНГ никто не интересовался. Да и зачем? Ведь это внутреннее дело любого суверенного государства. В связи с этим не очень понятно, почему наше участие в более узкой программе НАТО "Партнерство во имя мира" вызывает такую реакцию. Хотелось бы особо подчеркнуть, что участие Грузии в различных международных организациях не направлено против третьих государств. В современной системе международных отношений Грузия руководствуется принципами суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества и другими основными принципами международного права. На этих принципах она строит свои отношения с Россией и другими соседями. Однако это не исключает того, что у наших государств могут быть разные подходы к тем или иным проблемам как двустороннего, так и международного характера. Путь же к взаимопониманию необходимо искать исключительно на основе учета интересов друг друга.
4. В статье автор затронул и "абхазскую проблему", в частности, вопросы, связанные с Коллективными силами по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии, Грузия. Господину Ивашову должно быть известно, что Совет безопасности Грузии принял решение о продлении мандата миротворческих сил и данный вопрос будет рассмотрен на ближайшем саммите глав государств - участников СНГ.
Предпринимаемые с 1994 г. меры по урегулированию конфликта, в том числе и миротворческая операция, как свидетельствует ситуация в зоне конфликта в Абхазии, Грузия, к сожалению, оказались недостаточно эффективными. Автор пишет, что за время пребывания в зоне конфликта погибло 60 военнослужащих Российской армии. Грузия не имеет ничего против российских миротворцев, благодарна им и всегда будет помнить тех, кто отдал здоровье и жизнь за то, чтобы в Абхазии не было войны. Но здесь же следует вспомнить и другую трагическую цифру. После ввода миротворческих сил в Абхазию, Грузия, в зоне безопасности, контролируемой КСПМ, было убито более 1500 мирных граждан и сожжено свыше 6000 домов. Более того, процесс урегулирования конфликта, в первую очередь обеспечение безопасности беженцев и их возвращение в родные места, не только не продвинулся вперед ни на шаг, но все больше затягивается. Сложившаяся ситуация служит источником продолжения трагедии подвергшегося геноциду и мучению трехсоттысячного населения.
Грузия выступает за пребывание миротворцев. Однако она против превращения их в своеобразные пограничные войска. Грузинская сторона неоднократно ставила вопрос о расширении зоны безопасности и создании реальных условий для возвращения беженцев и перемещенных лиц в места их постоянного проживания. Несмотря на то что в рамках СНГ были приняты принципиальные решения по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия, в том числе и по расширению зоны безопасности, ни одно из них не было полностью выполнено. При этом необходимо особо подчеркнуть, что абхазская сторона постоянно выступает против соответствующего изменения мандата миротворцев. Естественно, напрашивается вопрос: кто же на самом деле за пребывание миротворцев и кто против? А чем оборачивается затягивание урегулирования подобных конфликтов, мы видим на примере Балкан и Северного Кавказа.
С учетом складывающейся ситуации в Кавказском регионе остается надеяться, что будут предприняты необходимые меры по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия, включая прежде всего выработку реальных механизмов, позволяющих доводить решения СГГ СНГ до логического конца.