Дагестан. Лето 1999 года. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
СОБЫТИЯ последнего времени отодвинули на задний план все, что не касается их напрямую. Но в то же время нельзя забывать о том, что противостояние в Дагестане и теракты в Москве и Волгодонске - только звенья в цепи трагедий, "запрограммированных" некомпетентностью власти.
Взрыв, прозвучавший во Владикавказе несколько месяцев назад, - тоже только звено.
Трудно определить, чего больше в публикации Вадима Печенева, первого заместителя министра национальной политики РФ (см. "Эхо владикавказского взрыва"), и в обнародованной им его же записке "Председателю правительства Е.М. Примакову "О беспрецедентном террористическом акте во Владикавказе, некоторых его причинах и последствиях для Северного Кавказа и всей России" - сердитых рассуждений в духе бывшего помощника генсека, ненависти к северокавказским горцам, пренебрежения к законам Российского государства, плохо скрываемого лоббирования интересов Северной Осетии, незнания причин и последствий теракта во Владикавказе или экзальтированного коммуно-имперского мышления, которое и завело в тупик национальную политику России вообще и на Северном Кавказе в частности.
Представляя взрыв во Владикавказе главным дестабилизирующим фактором российского масштаба, Вадим Печенев делает вывод о необходимости "в дополнение к уже принятым правительством РФ реабилитационным мерам сформировать для РСО-Алания специальную программу социально-экономической стабилизации" и советует Центру "демонстративно уделять внимание проблемам развития этой ключевой для России республики".
Вадим Печенев и раньше неоднократно демонстрировал своеобразные селективные подходы к решению острых проблем межнациональных отношений, которые на деле могли вести к конфронтации между народами. Принцип "Разделяй и властвуй!" живуч.
Академик Хаджи-Мурат Ибрагимбейли, полемизируя с Вадимом Печеневым, весьма метко, хотя и по другому случаю, заметил: "Если Вадим Печенев является одним из руководителей Министерства по национальной политике РФ, то он не имеет морального права лоббировать конституционные права одной национальности и игнорировать эти же права, когда вопрос касается других наций и народов, полноправных граждан страны" ("НГ", 30.01.99).
Не вдаваясь в подробный анализ публикаций Вадима Печенева по проблемам межнациональных отношений, коротко остановлюсь на, по сути, антиконституционной платформе, заявленной им в части, касающейся нормализации осетино-ингушских отношений.
В п. 2 своей записки Вадим Печенев отмечает: "Учитывая новый накал (который может и усилиться) в зоне ингушско-осетинского противостояния, целесообразно уже сегодня (если не вчера) принять Указ президента РФ "Об установлении моратория на изменение границ между субъектами РФ", причем с указанием срока действия - не менее чем на 25 лет. Это может позволить, не поднимая в Госдуме острейшего вопроса о внесении действительно необходимых изменений в пресловутую ст. 6 Закона "О реабилитации репрессированных народов", принятого в специфической обстановке апреля 1991 года, пригасить стремления экстремистов к территориальным переделам, "успокоить" нынешнее поколение экстремистов и просто провокаторов, наживающих политический капитал на трагедиях и исторических обидах людей (попытки добиться отмены ст. 3 и 6 Закона "О реабилитации репрессированных народов" в Госдуме потерпели фиаско. - Б.К.)".
Во-первых, не существует "ингушско-осетинского противостояния", а есть семидневная российско-осетино-ингушская война, направленная против ингушей, с участием более 68-тысячной российско-осетинской армейской группировки. Эта широкомасштабная вооруженная акция против ингушей была прелюдией к войне в Чечне - факт широко известный российской и мировой общественности.
Во-вторых, 03.07.92 года президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Закон РФ "Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ", в ст. 1 которого записано: "Установить переходный период по государственно-территориальному разграничению в РФ до 1 июля 1995 года". Так что Вадим Печенев со своим предложением опоздал - переходный период закончился, и надо выполнять Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".
В-третьих, именно против этого и выступает Вадим Печенев, ставя вопрос "о внесении действительно необходимых изменений в пресловутую ст. 6 Закона "О реабилитации репрессированных народов", принятого в специфической обстановке апреля 1991 года".
Что касается "специфической обстановки", то вряд ли такому определению соответствует известный факт: закон был принят почти единогласно, и народные депутаты и приглашенные стоя приветствовали принятие этого самого гуманного в истории Российского государства акта.
А вот что записано в ст. 6 закона, статье, которую Вадим Печенев называет пресловутой: "Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения".
Попытки Миннаца РФ на страницах "НГ" отмежеваться от антиингушской истерии своего высокопоставленного коллеги выглядят неубедительно. Более того, вторично возглавивший Миннац Вячеслав Михайлов неоднократно выступал в СМИ против выполнения Закона "О реабилитации...".
Как бы там ни было, распутывание сложнейшего узла межнациональных отношений в России все-таки возможно. Но только тогда, когда за это возьмутся люди, по-настоящему беспристрастные и хорошо владеющие всей массой разносторонней информации.
Ни в коей мере не претендуя на обладание полной истиной, полагаю небесполезным привести фрагменты Записки, отправленной мной еще в правительство Евгения Примакова.
"Чрезвычайная ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе вследствие антиконституционного государственного переворота 06.09.91 в Чечено-Ингушской республике, осетино-ингушского вооруженного конфликта 1992 г. и военных действий в Чечне и отчасти Ингушетии 1994-1996 гг., стала причиной затяжного политического кризиса всего Северо-Кавказского региона. Не обошел этот кризис и Россию в целом.
Об этом говорят развитое на Северном Кавказе "набеговое производство" с хорошо налаженной системой похищения людей, вооруженные столкновения бандитских группировок с сотрудниками правоохранительных органов, сопровождающиеся жертвами с обеих сторон, продолжающиеся террористические акты и широкомасштабные экономические преступления.
После окончания в Чечне военных действий 1994-1996 гг. Россия вдобавок к вынужденным переселенцам из РСО-А получила более четырехсот тысяч из ЧРИ. (Сегодня их уже более семисот тысяч. - Б.К.) Судьба этих граждан России, в одночасье ставших изгоями российского общества, трагична, о чем мне известно не понаслышке.
Нарушение конституционных прав вынужденных переселенцев - граждан РФ, являющихся жертвами локальных войн на территории России, носит настолько всеобъемлющий характер, чревато настолько серьезными последствиями, что заслуживает специального и скорейшего рассмотрения на заседании правительства РФ.
Эта тяжелейшая и во многом взрывоопасная ситуация сложилась из-за исключительно безответственного и бездушного отношения чиновников некоторых государственных структур к решению проблем вынужденных переселенцев, проблем, созданных к тому же самим руководством РФ.
Серьезную озабоченность вызывают сегодня не только межнациональные отношения, но и межконфессиональные. Попытки отдельных политиков противопоставить православие и ислам в перспективе не сулят нам ничего хорошего так же, как и имеющее место стремление определенной части чиновничьего аппарата РФ к огосударствлению православия, что не может быть оставлено без внимания ортодоксами других конфессий в России.
Нельзя сегодня равнодушно смотреть и на полиисламские течения среди мусульман, особенно на Северном Кавказе. Они раздираемы внутренними противоречиями. Это может отрицательно повлиять и на целостность РФ. Пример Чечни показывает, что этот "процесс уже пошел".
Вне всякого сомнения, негативные тенденции в политике РФ на Северном Кавказе выдвигают на первое место проблемы экономической, политической, конфессиональной и, разумеется, общенациональной безопасности Российского государства, решение которых не терпит отлагательства.
Для развязки кризисных узлов в политической стратегии России на Кавказе и в целом по стране, на мой взгляд, исключительно важно оперативное рассмотрение и реализация следующих предложений:
1. До определения статуса Чеченской Республики Ичкерия осуществить юридический раздел Чечено-Ингушской Республики под патронажем РФ, куда ЧИР входила до ее распада в 1991 г., аннулировав все договоры и соглашения между Чечней и Ингушетией, подписанные президентами ЧРИ и РИ, как имеющие нелегитимный, антиконституционный характер.
2. Для окончательного решения вопроса и определения границ Республики Ингушетия провести многосторонние переговоры между Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Ставропольским краем, Чечней, Ингушетией и, возможно, Дагестаном с участием России и Грузии как государств - субъектов международного права.
3. Особо рассмотреть вопрос об упорядочении внутренних границ между субъектами РФ на Северном Кавказе, приведя их в соответствие с действующей законодательной базой, Законом РСФСР от 26.04.91 "О реабилитации репрессированных народов" и Конституцией РФ.
Учитывая особую важность исламского фактора в разрешении кризиса на Северном Кавказе и более тесной интеграции России с исламским миром, следовало бы рассматривать как составную часть новых политических подходов в отношении мусульман России дальнейшее сближение с государствами исламской ориентации, особенно на Ближнем Востоке, и с многочисленной кавказской диаспорой в этих странах. В связи с этим мне представляются заслуживающими серьезного внимания следующие предложения:
1. По согласованию с посольствами стран исламской ориентации рассмотреть вопрос о созыве в Москве Всемирной исламской конференции под девизом: "Мир, согласие, сотрудничество".
2. Принять концепцию, в соответствии с которой все религии в РФ, в том числе православие и ислам, в равной степени (т.е. без предпочтения какой-то одной) являются внутренними религиями России. Это, несомненно, положительно скажется на достижении доверия и консолидации в российском обществе.
3. Учредить Международный исламский деловой и культурный центр (МИДКЦ) в Москве.
4. Для комплексного решения проблем взаимной углубленной торгово-экономической и культурной интеграции между Россией и государствами исламской ориентации (и как составная часть МИДКЦ) исключительно важным является учреждение Исламского банка России (ИБР) в Москве с участием в качестве учредителей правительства и Центробанка РФ.
5. Учитывая международный характер деятельности ИБР, целесообразно предусмотреть его членство в Международной ассоциации исламских банков (МАИБ), что позволит РФ более эффективно интегрироваться с исламскими странами, обеспечивая им благоприятные условия для инвестиций в российскую экономику.
6. Сосредоточить финансирование восстановительных работ в Чечне, Ингушетии и Пригородном районе РСО-А, равно и финансирование бюджетной сферы этих районов в ИБР.
7. Как неотложную и политически первостепенную можно рассматривать и задачу образования нового Госкомитета по делам вынужденных переселенцев, ибо бесславная деятельность ФМС в отношении этой группы граждан может создать опасный прецедент новой вспышки террора и других видов преступлений в различных регионах страны.
8. Все правительственные постановления, касающиеся вынужденных переселенцев, в срочном порядке привести в точное соответствие с действующей Конституцией РФ и существующей законодательной базой с учетом норм международного права.
9. Для кардинального и ускоренного решения проблем, связанных с ликвидацией последствий осетино-ингушского конфликта 1992 г. и войны в Чечне 1994-1996 гг., создания условий для проведения цивилизованных рыночных реформ, улучшения климата межнациональных отношений на Кавказе и в России в целом представляется весьма важным учреждение специального поста полномочного представителя президента РФ по Северному Кавказу, странам СНГ и Ближнему Востоку в ранге первого вице-премьера РФ.
Осуществление предлагаемых мер будет означать, что Россия переходит к конструктивной и цивилизованной национальной политике".