Но скажу о другом.
Начну с президентских амбиций соискателя. На прямой вопрос корреспондента "Готовы ли вы взять на себя ответственность за судьбу страны?" наш герой прямо и отвечает: "В будущем, возможно". И пусть никого не смущает мягкое "возможно". Здесь обращу внимание на то, что человек, "готовый взять на себя ответственность за судьбу страны", не может не знать - специалисты-аналитики (например, Виктор Кувалдин, "Блеск и нищета президентства", "НГ", 24.03.98), опираясь на мировой опыт, убедительно доказали контрпродуктивность президентской формы правления вообще, а у нас в особенности. Допускаю, что мнение специалистов для соискателя - не указ. А как быть с гипертрофированными полномочиями, закрепленными в Конституции образца 1993 года специально для ныне действующего президента? Ведь они стали прямой угрозой стабильности общества! Что, придя к власти, Дмитрий Рогозин намерен нынешнюю политическую систему оставить в первозданном состоянии? Судя по интервью, нет даже намека на ответ. Значит, претендент считает, что его личность сильней системы, что теперешние беды проистекают не от уродливости политической системы, а от глупости всенародно избранного и его окружения?! А вот он при той же системе сделает все гораздо лучше!
Дмитрий Рогозин продолжает демонстрировать уверенность в собственных силах, и когда дело касается выхода из экономического тупика, в который оказалась загнанной страна. Все очень просто: "Прекратить жить в долг". И еще: "Рабочие должны работать на производстве... Крестьяне... должны пахать землю, а не торговать "сникерсами" на железных дорогах... Учителя учить, дети - учиться, военные - бряцать оружием..." Так и хочется спросить: "Как, с помощью каких рычагов, механизмов или хотя бы парадигм все это можно осуществить?" Дмитрий Рогозин: "Приостановить интеграцию в мировую экономику и падение производства". И еще: "Отменить итоги приватизации "по Чубайсу" с помощью национализации и законов". И то хорошо. Здесь хоть и в общем виде, но указываются некоторые механизмы. Все. Потому что для Дмитрия Рогозина вопросы изменения порочной политической системы, пагубного экономического курса - не главные.
"Главный политический вопрос сегодня, - утверждает Дмитрий Рогозин, - русский..." Гипотетический вождь, кроме этого, позволяет себе перед целой нацией ставить задачу: "Политическая задача нации идентифицировать себя в соответствии с национальной традицией, собственной историей, верованиями, географическим положением, климатом". Идентифицировать - значит отождествить какой-либо субъект (у Рогозина в качестве такого субъекта выступает русская нация) с каким-либо объектом, образцом. Стало быть, Дмитрий Рогозин предлагает нации отождествиться с климатом, географическим положением, историей... Сходу не понятно: нужно ли это самой нации, а если и нужно, то все же, что имеется в виду конкретно, и каковы механизмы этой, с позволения сказать, идентификации? Попытаемся найти ответы в тексте интервью.
"Мы, - заявляет Дмитрий Рогозин, - политическая организация, отстаивающая фундаментальный вопрос: национальные интересы русских как нации государствообразующей". Чтобы не забыть, сразу задам соискателю несколько вопросов: 1. Что такое "национальные интересы русских"? 2. Из каких конкретно составляющих складываются "национальные интересы русских"? 3. Что такое "государствообразующая нация"? 4. "Государствообразующая нация" должна идентифицировать себя с другими нациями, входящими в Государство Российское, или громко заявлять, а затем и в соответствии со званием отвоевывать некие привилегии?
Судя по тексту интервью, для Дмитрия Рогозина понятие "государствообразующая нация" - синоним понятия "титульная нация". И он вполне бы мог применять понятие "титульная нация" для русских в масштабах всей Федерации только лишь с той разницей, что для "титульной нации" в рамках той или иной республики привилегии заказаны, а для "титульной нации", то бишь "государствообразующей нации", такие привилегии строго обязательны. Если изначально нечто подобное признать в качестве даже концептуального императива, то в таком случае ничего не остается делать, как наполнять этот пока мыслительный императив материальным содержанием. То есть технически осуществить идентификацию русской нации с географическим положением... Таким образом можно далеко зайти и даже заблудиться.
Начнем с так называемых национальных интересов страны и нации. Уясним значение понятия "нация" (от лат. natio - племя, народ): историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера. Из определения видно, что основные различия между нациями заложены в таких пластах или элементах, как ЯЗЫК, КУЛЬТУРА И ХАРАКТЕР. Но каждый человек, помимо названных, имеет еще и множество иных структур, а именно: генетический код; способности; потребности; ценностные ориентации; качества личности; уровень знаний, умений и навыков, объединяемые понятием "опыт"; профессиональное мастерство... Да, у каждого человека разный уровень способностей, профессионального мастерства, потребностей. Но эти различия лежат не в плоскости национальной принадлежности. А кто сказал, что различия национального языка, культуры, характера только разъединяют? Разве они не являются предметами взаимного обогащения, освоения, а на этой основе - и экономического процветания той или иной нации в ходе производства соответствующих товаров и услуг. Но это тема отдельного серьезного разговора.
еперь о "национальном" и "государственном". Обратившись к словарям, нетрудно выяснить, что эти понятия вполне коррелируются. Отсюда "интересы национальные" - это скорее интересы государственные, интересы страны, государства в целом, нежели интересы какой-либо отдельно взятой, пусть даже титульной, нации. И умные правители государств, сообществ, отстаивая национальные интересы страны, часто идут на конфликты. Но эти конфликты направлены "во вне", а не "во внутрь" страны, тем более не на провоцирование противостояния населяющих страну наций.
Посмотрим на проблему с позиций отдельно взятой личности, абстрагированной от ее принадлежности к той или иной национальности. Попытаемся взглянуть на личность как на центр мироздания, как на некую сложную систему структур, свойств и качеств. Известно, что в основе отдельно взятой личности лежат: во-первых, амбивалентность души и тела, физического и духовного, а во-вторых - некий генетический код, генетическая база, которая даруется любому человеку предками, природой. Богом... В основе этой генетической базы заложены задатки и способности человека, которые впоследствии раскрываются (или не раскрываются) в процессе деятельности. Деятельности физической и творческой. Как правило, всякая деятельность стимулируется разнообразными (тоже физическими, материальными и - духовными) потребностями. Степень удовлетворения потребностей зависит от степени умения - на основании постоянно совершенствуемого профессионального мастерства - производить, а затем и потреблять самому производителю как можно большее количество качественных товаров и услуг или, как сейчас модно говорить, готового для продажи продукта. Но, родившись, человек не может сразу производить. Он должен подрасти и этому научиться. И чем учеба его окажется эффективней, тем он сам и общество, страна, в которой он живет, получат большую отдачу. То есть научиться производить, вообще обучиться - это не только забота отдельно взятой личности, но всего общества, государства, ибо и оно от степени профессионального мастерства и просто обученности отдельной личности получает приличные дивиденды. Но и это тема отдельного разговора.
Сейчас важно зафиксировать еще и мысль о том, что отдельно взятый человек ограничен в своих возможностях производить "как можно большее количество качественных товаров и услуг". Чтобы снять эти ограничения, он объединяется в контактные группы, артели, коллективы, фирмы, сообщества для корпоративной, то есть совместной деятельности. Подобные объединения цементируются еще и общей, более мощной, государственной структурой. Отдельно взятой личности, контактной группе, государственной структуре условно соответствуют и формы собственности: личная или частная; кооперативная или коллективная; государственная. Указанные формы не существовали вечно, а образовались для более эффективного производства товаров и услуг и в конечном итоге - для удовлетворения возрастающих и расширяющихся человеческих потребностей. Именно человеческие потребности удовлетворяются все расширяющимся спектром товаров и услуг. То есть в центре расширенного воспроизводства стоит сначала отдельный человек, затем контактная группа, государственное объединение. Государство, как правило, берет в свои руки управление системообразующими крупными отраслями народного хозяйства и продвижение готового продукта данной отрасли на мировых рынках. Но другой, не менее важной функцией государства является продвижение на мировых рынках товаров и услуг, производимых в стране кооперативными и частными товариществами. И не только пропагандой и рекламой. А реальной финансовой и иной мощной поддержкой. В результате чего производимый таким образом товар становится дешевле и идет вне конкуренции среди таких же частных производителей, но не поддерживаемых своими государствами. Таким образом, амбивалентность в процессе производства товаров и услуг - наилучшим образом влияет на более эффективное развитие производства и может стать одним из способов вывода страны из кризиса.
Вот на каком поприще могут проявлять себя руководители того или иного государства для развития "национальных интересов" страны как в целом, так и в равной степени для каждой, отдельно взятой нации. Подчеркиваю, в равной степени для каждой нации, а не с привилегиями для титульной. В этом случае каждая личность той или иной проживающей на данной территории нации получит лучшие возможности для раскрытия заложенных Богом или природой способностей, а на этой основе сможет способствовать продвижению страны к процветанию. При этом роль каждой отдельной нации будет заключаться в том, чтобы обогатить другую нацию теми или иными чертами своего характера, культуры в первую очередь через изучение языков. А это целая производственно-товарная индустрия, которая опять же пойдет во благо как отдельным личностям и национальностям, так и государству в целом. Но как осуществить это в нашей стране? Поиском ответа на этот вопрос призвано, как мне кажется, заняться каждое предвыборное объединение, каждая политическая партия, а не поиском национальных врагов.
лЯ затравки этим партиям и объединениям, а в первую очередь для КРО, можно было бы предложить следующее. Пренепременное сокращение как номенклатуры налогов и платежей, так и снижение уровня самих налогов.
Поэтому представляется целесообразным: 1) осуществить постепенный переход от множества удушающих налогов и других обязательных платежей к трем-четырем посильным платежам, которые налоговые и финансовые органы будут "расщеплять" с использованием программно-компьютерной техники и канализировать по направлениям бюджетных расходов, а также в пенсионные и другие фонды; 2) положить в основу экономической деятельности людей, предприятий и отраслей принципы самодеятельности (творческой предприимчивости) и самоокупаемости; 3) освободить от налогов представителей "малого бизнеса", если их труд обеспечивает лишь их прожиточный минимум; предельно упростить финансово-бухгалтерскую отчетность, сведя ее, образно говоря, до элементарной "амбарной книги" (Юрий Лужков); 4) отказаться от взгляда на так называемые непроизводственные отрасли, а особенно на образовательную, как на бюджетных иждивенцев. Напротив, мировой опыт убедительно доказывает тот непреложный факт, что те страны, мудрые правители которых способствуют, чтобы в их странах больше средств вкладывалось в образование, а следовательно, в ребенка, в отдельную личность, имеют мощные тенденции к процветанию. Повторюсь: инвестиции в человека - самые выгодные и окупаемые. Но инвестиции не в национальность человека, а в его способности созидать и творить.