Александр Городницкий. Мой Питер: Стихи и песни о Санкт-Петербурге. – СПб.: ИД Петрополис, 2024. – 560 с. |
«Этот питерский мир черно-белый,/ Это небо в холодном дыму,/ Где ни странствуй и что ты ни делай,/ Ты обратно вернешься к нему./ На гранитные эти колонны,/ На последнем своем рубеже,/ Будешь снова смотреть удивленно/ Из окна на шестом этаже». Стихи Александра Городницкого узнаешь сразу. Недаром его песни, которые по популярности могут сравниться разве что с балладами Высоцкого и Окуджавы, поет с 60-х годов прошлого века, наверное, уже третье поколение. Однако в отличие от многих других своих собратьев по цеху авторской песни Городницкий легко читается на бумаге. Об очень сложных вещах и проблемах он говорит ясно и спокойно. О времени и вечности, о триумфах и трагедии нашей истории, о любви: «Непросто пролог отличить от финала, –/ Все так же звенит под ногами булыжник,/ И можно, склонившись над краем канала,/ Подумать, что время стоит неподвижно,/ Баюкая темных домов отраженья,/ И снова мы мальчики, а не мужчины, / Над мутной водою, лишенной движенья,/ В которой свои не увидишь морщины». В поэтическом даре Городницкого можно еще раз убедиться, взяв в руки этот большой том его стихов и песен.
«Мы очень ценим нашу дружбу с Александром Моисеевичем, в личности которого я вижу очень петербургское сочетание (вплоть до слияния) научного мышления (он выдающийся ученый с мировым именем) с романтикой науки. В Петербурге, городе мечты – «парадизе», построенном «по линейке», это воспринимается особенно остро», – пишет в предисловии Михаил Пиотровский. Городницкий не только первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, первый лауреат премии Евгения Евтушенко «Больше чем поэт», кавалер ордена Дружбы и знака «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Он еще и ученый, исследователь в области геологии и геофизики. Именно ему принадлежит честь открытия Игарского меднорудного поля, он погружался на дно в подводных аппаратах, был на дрейфующих станциях на Северном полюсе и в Антарктиде. И везде писал стихи, беспрерывно возвращаясь к своему любимому городу: «За что мы любим Царское Село?/ За то, что здесь берет свое начало/ Поэзия российская. Светло/ И радостно она здесь зазвучала./ Здесь смуглый и курчавый лицеист/ Грызет перо, не зная о Дантесе,/ И в первый раз влюбленный гимназист/ Цветы подносит юной поэтессе».
Он размышляет об истории, о том, что пришлось вынести ему, блокадному мальчишке, о тенях прошлого, возникающих в этом городе. «Понятие «Родина» стало с годами сложнее./ Возможно, поэтому вижу все чаще во сне я /Исаакия купол, светившийся в нашем окне,/ Костры экспедиций, которыми память богата,/ И улицы Питера, и переулки Арбата,/ Где жил я когда-то в распавшейся после стране». Пожелаем же этому удивительному человеку, недавно встретившему 90-летие, долгих лет и, конечно, новых стихов и песен.
Виктор Леонидов
Московское небо: Стихи о Москве / Сост. А.И. Арцис, Д.Б. Ревский. – М.: Изд-во РСП, 2024. – 192 с. |
Этот сборник составлен по итогам конкурса стихов о Москве. Читателей наверняка покорят детали в стихах Марины Шапиро, где запечатлены ее детские воспоминания о Москве:
Конфликтов детских злая
простота,
На целый дом три плюшевых
медведя,
Горелки, расшибалочка, лапта
И телевизор с линзой –
у соседей.
Там Яуза в гранитных берегах,
И липы пахнут тяжело и сильно.
Я этот запах снова слышу в снах,
Когда ночами над Москвою
ливни.
Борис Прахов продолжает любить одноэтажную Москву. И вот как нежно он говорит о ней:
Я на листе, как на холсте, твой
силуэт стихами вышью
И неразгаданность твою,
одноэтажная Москва!
А вот как видит город Зиновий
Антонов:
любой прохожий топая по ней
моей столице
сотни лиц
так трепетно и девственно
глядят
на старый кремль
и александров сад
Вот стихотворение Аллы Арцис. Оно так цельно написано, что приведу его, пожалуй, полностью:
Вдруг показалось,
что последнее,
о чем писать придется мне –
о тишине послеобеденной,
о паутинке на окне,
о том покое, не отмеченном
бурлящим натиском грозы,
где только бликами отсвечивал
смешной пропеллер стрекозы...
Но вышло все не так. Наверное,
оно засело на века –
то неотъемлемое первое,
что видится издалека:
и поле, и поляны с маками,
и сено, собранное в стог,
и кажущийся чудом маленьким
фасоли крошечный росток.
Закаты над церквушкой
в Лыково,
и огоньки за Строгино,
и как часы с кукушкой тикали...
Давно.
Сергей Касьянов заглянул в старый московский дворик:
Зализаны стены дождями
столетья,
Залетные градины жестью
поют –
От крика рожденья до дрожи
старенья –
Нехитрые улочки, робкий уют.
Москва – огромная. В ней немудрено заблудиться даже москвичу Дмитрию Ревскому:
Пространство вышло из-под
ног: почти что рельсы.
Бликует время, поворачивая
вправо.
Мы наш раздергали мирок
на много «если».
Мы заблудились в середине
златоглавой.
Инна Заславская удивляется переменам в городе и тоскует о былом:
Московская зима, морозная
когда-то,
Теперь едва-едва присыпана
снежком.
…
Теперь – наоборот: без удержу
и меры
Задворки рвутся ввысь и застят
небеса.
И ты, как лилипут в объятьях
Гулливера,
Потерянно глядишь на эти
чудеса.
…
Тебе роднее там, где каждый
дом – загадка,
Где тени всех времен за окнами
стоят,
Где снег в глухих дворах лежит
светло и гладко
И пахнет молоком, как много
лет назад.
Ольга Флярковская вспоминает общежитие ГИТИСа на Трифоновской. И какой образ коридора она выдала:
Раннее утро пустынной общаги,
Длинный – как жизнь впереди
– коридор.
В ленинской комнате пыльные
флаги
С чем-то невидимым начали
спор.
Игорь Казаков прогуливается по Замоскворечью и наслаждается речью:
Вдоль по Пятницкой
пятнистой
Стынет вечер водянистый
В направлении Луны.
Воробей в ладошку дышит,
Крошку хлебную чекрыжит…
Касательно тем – их великое множество в предложенных стихах! Палитра города получилась, на мой взгляд, живой и интересной, в том числе и благодаря многообразию голосов.
Сергей Каратов
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать