0
174
Газета Поэзия Печатная версия

05.02.2025 20:30:00

Целовать собственное имя

Чудо несовершенства в лирике Матвея Цапко

Тэги: поэзия, лирика


5-13-2480.jpg
Такие живые и трепетные. 
Густав Климт.
Объятия. 1909.
Музей прикладного искусства, Вена
Обложка книги Матвея Цапко, уже второй по счету, выполнена в коллажной технике. Через кусочек кинопленки будто просвечивают облака, неожиданно очень осязаемые (на самом деле это попкорн, снятый крупным планом). Здесь же – расчерченный на ровные квадраты череп с цветами – как часть голландского натюрморта в жанре ванитас, напоминающем о бренности, суетности человеческого существования (vanitas так и переводится с латыни – «суета, тщеславие, бренность»). Рядом изображены уже отжившие кружевные скелетики листочков. Справа – тонкой полоской – фрагмент картины Климта «Объятия». Также в правом нижнем углу можно найти сфинкса из Массандровского дворца Александра III в Крыму – величественный имперский знак; сфинкс держит в лапах гладкий шар идеальной формы. А внизу обложки в то же время – фрагмент фото обычной российской панельки, и над ним – еще одно облако-попкорн, из которого выглядывают двое: Он и Она. Два мультяшных персонажа – в самой минималистичной технике, напоминающей и лаконичные стихи Цапко, – с испуганно округленными глазами и волосами торчком. Вдвоем они застыли перед жизнью, перед величием мировой культуры – маленькие, несовершенные, но такие живые и трепетные. И меньше ли в них любви, чем в героях знаменитого климтовского полотна?..

В этом-то и проявляется способность Матвея Цапко вдыхать жизнь в стихи и рисунки, даже если они состоят из нескольких строк или вовсе – слов. Огрехи, опечатки, несовершенства, намеренно сделанные ошибки (см. само название интернет-канала Матвея: «поэтиШный»; а ведь в школе нас учили про «жи-ши» и «чк-чн») здесь предстают чудом – чудом несовершенства.

в любви

боготворишь

несовершенство

русского языка

5-13-13250.jpg
Матвей Цапко. Экранка /
Предисл. Р. Шишкова, послесл.
О. Балла-Гертман.– Краснодар:
ВНОВЕ, 2024. – 78 с.
Роман Шишков в предисловии к книге с этого и начинает: «Новая книга Матвея Цапко во многом напоминает черновик». Ольга Балла также пишет о «технике черновика» («Иногда он вдруг заимствует выразительные средства у черновика: неоднократные отвергаемые попытки начать строку, зачеркивания отвергнутого…»). Неслучайно и книга так и называется – «Экранка». То есть дешевая пиратская копия фильма. Как правило, к этой противозаконной практике обращаются как зрители те, кто: а) не имеет средств на поход в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм на широком экране; б) привык смотреть кино в одиночку или с любимым человеком, а не в переполненном зале, слушая хруст попкорна соседа по сиденью.

И, как мне кажется, сборник Матвея Цапко как раз располагает к такому режиму чтения: спокойному, дающему возможность погрузиться в себя, не отвлекаясь на излишне громкие, порой совсем ненужные спецэффекты и броские картинки (заметим также, что в книге много – о молчании, а сама обложка сделана черно-белой).

Итак, с одной стороны, есть мы – зрители «экранки», с другой – не будем забывать и об авторе, эту «экранку» нелегально для нас записавшем. И тут мы подходим к рассуждению о роли поэта, творца, делающего слепок, копию с самой жизни – вопреки всем мыслимым запретам. И этот решительный шаг невозможно не оценить по достоинству: робость, неуверенность, присущие лирическому субъекту, в частности неловкому страдальцу Рыбакову, основному герою сборника, который «всегда на крючке» у жизни, оборачиваются силой, талантом наблюдателя, невероятно чуткого к миру вокруг, к своей любимой А.В., которой посвящены самые теплые тексты, и пытающегося шаг за шагом найти путь к себе самому, научиться «целовать собственное имя».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Одноправны или соподчинены

Одноправны или соподчинены

Княз Гочаг

Как поэзия стала самым эгоцентричным жанром литературы

0
3181
Путь наш во мраке

Путь наш во мраке

Галина Щербова

Духовные стихи появились не позже XI века, их сочиняли и пели калики перехожие

0
3032
Владимир Маяковский: око за око

Владимир Маяковский: око за око

Максим Артемьев

Как и почему агитатор и горлан-главарь возненавидел «все древнее и все церковное»

0
4817
Восьмая вода на чужом киселе

Восьмая вода на чужом киселе

Надежда Бесфамильная

Поэтический вечер Анны Гедымин и Вадима Пугача в Музее Серебряного века

0
3213

Другие новости