0
3370
Газета Поэзия Печатная версия

29.01.2025 20:30:00

Одноправны или соподчинены

Как поэзия стала самым эгоцентричным жанром литературы

Тэги: филология, поэзия


4-15-2480.jpg
В творческом багаже Джакомо Леопарди,
жившего в первой половине XIX века,
соседствует несовместимое. Джованни
Галлуччи. Портрет Джакомо Леопарди.
XIX век. Museo Civico Villa Colloredo Mels,
Реканати
Книга профессора университета Сиены (Италия) Гвидо Маццони вышла в переводе Анны Ямпольской. На протяжении XX и XXI веков мировая поэзия переживает глобальные метаморфозы, а точнее сказать – радикальную трансформацию. Процесс этот начался гораздо раньше. Он шел уже с середины XVIII века, а наиболее заметным стал к середине XX. Поэты обрели беспрецедентную свободу: они начинают писать нарочито темные по смыслу тексты, нарушать правила метра и синтаксиса, обновлять лексику, устранять дистанцию между собственной персоной и лирическим героем. Маццони реконструирует ключевые этапы этой метаморфозы и интерпретирует ее как симптом глубоких исторических изменений. Обращаясь к поэтическим текстам Нового и Новейшего времени, принадлежащим к итальянской и, шире, европейской традиции, автор ищет ответы на ряд вопросов, среди которых один из важнейших: как поэзия стала самым эгоцентричным жанром литературы?

Как написано в словарях, графомания – это страсть к письму. Значит ли это, что все те, кто пишет охотно, а не через силу, – графоманы? Вроде бы нет. Тогда кто и почему считается графоманом? Только ли тот, кто пишет очень много, скажем, как Лев Толстой, или тот, кто пишет плохо, например, как капитан Лебядкин, или тот, кто пишет много и плохо, как граф Хвостов? Очевидно, что представление о графоманах и графомании исторически изменчиво, идеологически санкционировано и психологически субъективно. Литература трансформирует способы информационной трансляции в обществе и соответственно навыки социального взаимодействия. Многотомные романы середины XVIII века не схожи с лапидарной прозой Карамзина конца того же века. Но и он не избежал обвинений в графомании. Будем называть литературным пространством совокупность произведений, которые авторы той или иной эпохи считают целесообразным написать и которые, если воспользоваться любимой метафорой сторонников исторического подхода, шли бы в ногу со своим веком. Современное литературное пространство включает еще сочинения для театра, сценарии для кино и телевидения, журналистику, литературную критику.

В качестве примера Маццони приводит Джакомо Леопарди который в 1819–1834 годах полагал, что его времени достойны очень непохожие друг на друга сочинения. Чего только не встретишь среди его проектов: роман, рассказывающий о женщине, которую вынуждают уйти в монастырь (подобно «Монахине» Дидро); жизнь польского генерала Костюшко «по образцу жизни Агриколы, созданной Тацитом»; «исторический роман в духе «Киропедии», повествующий о судьбе великой нации, которая вначале пребывает в упадке, а затем возвращает себе былое достоинство; дидактическая поэма о лесах, написанная, чтобы услышать голос «бесконечной поэтической материи, которую производят леса и рощи»; «жизнеописание наиболее выдающихся итальянских военачальников и граждан, наподобие Корнелия Непота и Плутарха»; трагедия об Ифигении; новеллы в духе октав Ариосто, «заимствованные у создателей прозаических новелл или собственного сочинения»; «поэма или роман» по образцу «Похищения локона» (речь идет о поэме Александра Поупа, поясняет переводчик); написанное прозой эпическое сочинение в подражание «Телемаку» Фенелона; несколько «идиллий, описывающих переживания, привязанности, приключения, пережитые моей душой», то есть короткие автобиографические стихотворения; роман «Евгений» в подражание «Вертеру»; несколько философских од, как у Уильяма Коллинза и т.д. Современный читатель удивится, насколько произведения, стоящие рядом в этом перечне, диссонируют друг с другом: сегодня невозможно представить, чтобы роман о монахине соседствовал с биографиями в духе Корнелия Непота, Плутарха и Тацита или замысел романа об интеллектуальном герое наподобие «Вертера» возник одновременно с планом написать эпическое произведение в прозе по образцу «Телемака». Спустя два столетия мы понимаем, что названные Леопарди произведения принадлежат двум разным, несовместимым историческим мирам, но, очевидно, он думал иначе.

4-15-12250.jpg
Гвидо Маццони. О современной
поэзии / Пер. с итал.
А. Ямпольской.– М.: Новое
литературное обозрение,
2024. – 312 с.
Рассуждая о формах искусства, Маццони справедливо замечает: «То, что формы искусства проливают свет на глубинные структуры цивилизации, по-прежнему истинно, ведь даже малейшие указания, как учат стилистическая критика и насыщенное описание антропологов, помогают понять, как устроена культура изнутри; однако, если взглянуть не на исключения, а на правило, становится ясно, что более сложные и существующие дольше структуры имеют наибольшее значение. Когда Беньямин сравнивал морфологию нарративных форм с морфологией земной поверхности, он представлял себе сложные и с трудом поддающиеся определению группы – жанры. Развивая предложенное им сравнение с геологией, мы можем сказать, что, если литературное пространство некоей эпохи соответствует земной поверхности, жанры – это литосферные плиты, движение которых определяет облик планеты».

Говоря о литературных жанрах, он делает вывод: «Охватывающая длительный период история литературы нередко сводится к истории жанров, однако совершенно не ясно, что же представляют собой литературные жанры. За постоянными семантическими колебаниями, отличающими дебаты на эту тему, легко увидеть константу всякой дискуссии о культуре. В силу первичного процесса размытия смысла, имеющего почти физическую природу, всякий раз, когда дебаты принимают массовый размах, обсуждаемые универсалии начинают использоваться во все более неясном значении и утрачивают собственное особое содержание: совершенно естественно, что и рассуждениям о жанрах выпала та же судьба. Стремясь не оставлять в тени фундамент своих рассуждений, я считаю нужным точно определить предмет настоящей книги». Развивая тему, Маццони задается вопросами: «Что подразумевают под современной поэзией? Но прежде надо ответить на другой вопрос: что означает говорить о современной поэзии как о «литературном жанре»? Что такое литературные жанры?»

Далее автором дается характеристика жанров как поэтических видов: «Мне кажется, что подобные вопросы должны вызывать три рода сомнений, о каждом из которых следует высказаться отдельно: первое касается критериев, позволяющих провести границы предметов нашего исследования, второе – природы сходства между текстами, обозначенными одной этикеткой, третье – значения, которое имеют подобные семейства текстов. О границах в свое время четко написал Гёте в примечаниях к «Западно-восточному дивану» (1819). По мнению Гёте, рассуждая о жанрах, сразу замечаешь, что для их определения используются неоднородные категории: Аллегория. Баллада. Басня. Героида. Дидактическая поэма. Драма. Идиллия. Кантата. Ода. Пародия. Послание. Рассказ. Роман. Романс. Сатира. Элегия. Эпиграмма. Эпопея. Если же представленные выше поэтически виды, расположенные у нас в порядке алфавита, а также и прочие подобные им пытаться упорядочить методически, сталкиваешься с трудностями значительными, какие устранить нелегко. Пристальнее вглядевшись в перечисленные рубрики, находишь, что они наименованы то по внешним признакам, то по содержанию, а немногие по существу формы. Вскоре замечаешь, что одни одноправны, другие – соподчинены».

Книга Маццони заставляет по-новому взглянуть на искусство поэзии, и за одно это ее можно поставить в один ряд с работами Николо Буало, Георгия Шенгели и Владимира Микушевича…

Пыть-Ях, ХМАО


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В поисках утраченной сложности

В поисках утраченной сложности

Юрий Юдин

Владимир Микушевич и оправдание Фауста

0
4093
Ни тоски, ни любви, ни печали

Ни тоски, ни любви, ни печали

Наталия Кочелаева

Откуда к нам пришла зима Иосифа Бродского

0
2678
Не книги копил, а ссоры

Не книги копил, а ссоры

Дмитрий Назаренко

Леонид Шевченко и его холодная звезда голубого цвета

0
2817
Кошка цапнула за пятку

Кошка цапнула за пятку

Александр Балтин

К 50-летию поэта Максима Лаврентьева

0
2219

Другие новости