0
220
Газета Поэзия Печатная версия

15.01.2025 20:30:00

Пьянея от рифм и от ритма

Стихи Виктора Медведева весомы и материальны, их хочется ощутить на ладони

Тэги: поэзия, философия


2-13-2480.jpg
Так дерево превращается в древо… 
Фото Андрея Щербака-Жукова
Прошлое ценит тот, у кого оно есть. Прошлое – жизненный путь, достаточно протяженный, чтобы иметь возможность оценивать его этапы, рельеф, события. В стихотворении, давшем название сборнику («Вечное древо»), речь идет о городском тополе через описание его противостояния камню, пыли, оторванности от естественной природы. Автор приходит к размышлениям о выживании вообще, и примером выживания является, по его замыслу, упорство и терпение дерева, бросающего зерна в будущее. Стихотворение длинное, повествование разворачивается последовательно, но есть ключевые моменты, где обозначены перекрестки судеб – людей и дерева: «…Вечное древо, ты что нам пророчишь?/ Что перед бурей, как ворон, клекочешь?/ Видишь, что давят нас серость и фальшь,/ Как твои корни свинцовый асфальт». В стихотворении использованы два кардинально разные по значимости понятия: «древо» и «дерево». Кроме того, «тополь» и «силуэт тополиный», что уточняется словами «и отливает всегда серебром», обозначая породу дерева как тополь серебристый. Повествуется о дереве, сила и упорство которого, готовность шелестеть листвой вопреки внешнему давлению являются примером стойкости, позволяют назвать его вечным деревом. В последнем четверостишье, в котором читатель предполагает найти итоговое утверждение, возникает неоднозначность прочтения, вывод идет в двух направлениях: «Дерево сеет упорно и скорбно/ Горсти семян, как библейские зерна,/ Знает – в песке прорастут семена,/ Верит – в безвременье есть времена». С одной стороны, вечность может быть освоена продолжением рода, реальный тополь сеет зерна, которые прорастут новыми деревьями. С другой стороны, зерна можно понимать как создания рук человеческих, как произведения искусства, то есть вечность прорастает плодами созидания, когда человек преодолевает серость, фальшь, равнодушие, не дает запылиться душе. Несомненно, именно в таком контексте дерево превращается в мифическое древо, простирающее свои ветви в далекое будущее. Автор не акцентирует ни одно из направлений, но называет стихотворение «Вечное древо» и дает такое название целой книге стихов, как бы подводя к очевидному выводу, но не озвучивая его: только творческими усилиями можно взобраться на небеса.
 

2-13-12250.jpg
Виктор Медведев. Вечное древо:
Стихи и поэмы.– М.: Образ
(Э.Г. Побужанский), 2024. – 136 с.
(Поэзия XXI века)
«Вечное древо», особенно учитывая, что речь идет о серебристом тополе, тонко соприкасается по смыслу со стихотворением Аполлона Григорьева «Тополю» (1847). В нем также рассматривается сходство судеб человека и дерева: «Серебряный тополь, мы ровня с тобой…/ И поровну сил нам, быть может, с тобою дано…» И заканчивается стихотворение сходным молитвенным взглядом в небо: «Кудрявый мой тополь, с тобой нам равно тяжело/ Склонить и погнуть перед силою ветра чело.../ Но свеж и здоров ты, и строен и прям,/ Молись же, товарищ, ночным небесам!» Деревья – едва ли не главные герои книги. От стихотворения к стихотворению проходит тема дерева, стойкого, терпеливого, печального, страдающего: «В них что-то человеческое есть, Они, как мы, в спокойной жизни маются./ И будто молча защищают честь –/ Не гнутся, не сдаются, не ломаются./ На пригорке встали белые стволы/ В черных крапинках ожогов и обид». Но, в каких бы контекстах ни выступали деревья, сравнения с ними, отсылки к ним служат одной цели: воспоминаниям о прошлом, осмыслению прошлого человеком, прожившим долгую жизнь: «И снова тоскует душа/ О прошлом в моем настоящем». В стихах оживают образы, привычные для деревенской юности автора. Чем дальше уходит он от того времени и его обитателей, тем меньше находит в жизни примет, связывающих с прошлым. И, тоскуя по ним, с благодарностью выносит на свет их черты. В некоторых стихотворениях как своеобразная указка, напоминающая о том, что в поисках перекрестков прошлого и настоящего гармония достижима, появляется образ смычка, нужно лишь прислушаться к простым и добрым истинам: «Деревянный смычок,/ Не ломайся от горьких мелодий». Поэтическая живопись Медведева – стихи-повествования, стихи-воспоминания, стихи-зарисовки. Восхищает не изощренность, а как раз простота высказывания, кратчайшим путем приводящая к осуществлению поэтического замысла: к верному прочтению смысла, к искреннему отклику. Впечатление усиливается выразительными эпитетами: «И вдруг у дач бродячая сирень…»; «В ворота сонные дворов/ Втекал молочный запах стада».

Детство поэта пришлось на первые годы после победы в Великой Отечественной войне. Человек с чуткой душой не мог не впитать в себя их боль и ликование, которые резонируют и в стихах: «Пусть помнят все –/ Дорога на Берлин/ Навек махоркой русскою пропахла!»; «Я хочу постоять у проклятых,/ Роковых Бранденбургских ворот./ Свое имя штыком нацарапать,/ Горьким дымом пожаров дыша,/ Чтоб смогла с облегченьем заплакать/ Изошедшая кровью душа».

На одном стихотворении следует остановиться особо – «Слова». Его можно рассматривать как меру ответственности поэта перед словом. Оно начинается восторженным аккордом, утверждением своей власти над словом, завершается скорбным признанием, что даже одно слово способно победить человека: «Я прежде был счастлив,/ Пьянея от рифм и от ритма./ И были стихи – как признанье,/ Как бунт, как молитва…/ Весь мир, мне казалось,/ Лежал на ладони руки,/ Был прост и понятен,/ Вмещаясь в четыре строки./ Но время пьянило,/ А небо грозило возмездьем/ За легкость, за гордость,/ За странную веру созвездьям./ Весь мир изменился,/ Но правда превыше всего,/ И только двух строчек/ Хватило теперь для него./ А после был гнев, и обман,/ И страданье, и милость,/ Суровая мудрость/ В усталых глазах отразилась,/ И долго в сомненье/ Вела, как слепая, рука,/ Но всю мою жизнь без остатка/ Вместила строка./ А там уже смерть и друзей,/ И родных отнимала./ Лишь нескольких слов/ На последнем прощанье хватало./ Я правду постиг,/ Но сказать это слово боюсь…/ О всех, кто ушел,/ Без единого слова молюсь». Что же представляют собой те четыре строки, две строки, одна и слово? Четыре строки юности – боевой клич силы, смелости, самоуверенности, наступательный рывок, позитивный и всеобъемлющий. Две строки – отрезвление, сокращение границ, осознание ответственности. Но это пока еще отношения с внешним миром. Одна строка – взгляд в себя, оценка и переоценка. Слово – осознание, что мир, жизнь и ты сам – это не что иное, как люди, окружающие тебя. И, уходя, они уносят с собой мир, жизнь и тебя. Поэт не цитирует, не называет заветные строки и слово, давая читателю право догадываться самому. Стихотворение остается как черная вода, сквозь которую не видно дна, реальной глубины, а видно лишь собственное растерянное отражение.

Кроме стихов в сборник включены две поэмы – «Кижи» и «Петербург».

«Кижи» состоят из восьми стихотворений, ее внимание сосредоточено на Преображенском храме в Кижах и художнике, восхитившемся им и вложившем в свои холсты всю гамму чувств. Этим и ограничивается сюжет, но автор находит такое многообразие слов и эпитетов, что поэма предстает поэтическим кружевом, изысканной словесной вязью, что, в свою очередь, впрямую соприкасается с описанием строительства храма как деревянного кружева: «Из бревен ввысь взлетали главы,/ Легки, как ладные слова,/ И кто-то, будто для забавы,/ Сплетал из досок кружева».

«Петербург» отдает дань трагической странице в истории России – гибели Пушкина. Об истории дуэли написано много, поэма Медведева – еще один голос, оплакивающий поэта. «Петербург!» звучит рефреном на всем протяжении, и постепенно выстраивается понимание, насколько безразличен самодовольный город к нагнетающейся коллизии: «Встали улицы вокруг – Петербург!»; «Каблучков дразнящий стук… Петербург!»; «Выстрел. Эхо… Замкнут круг – Петербург!..»

Стихи Медведева весомы, материальны, их хочется взвесить на ладони, покачать в раздумье, как если бы это был белый гриб или поднятое из травы зрелое яблоко. Стихи хранят сокровенные мысли и воспоминания. Воспоминание часто приходит даже не картинкой или образом, а только настроением, ощущением, испытанным в памятный момент.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Как всех людей обеспечить крыльям

Как всех людей обеспечить крыльям

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

110 лет со дня рождения поэта и прозаика Вадима Шефнера

0
532
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
5823
Простой смертный, владеющий словом

Простой смертный, владеющий словом

Виктор Леонидов

Бунинские корреспонденции без подписи и переводы с французского

0
495
Певец несовершенства

Певец несовершенства

Два взгляда на одну биографию, может быть, самого трагического поэта своей эпохи

0
3326

Другие новости