0
2001
Газета Поэзия Печатная версия

08.01.2025 20:30:00

Всевышний всех расставил по местам

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

Тэги: поэзия, история, искусство


1-13-2480.jpg
Когда говоришь о поэзии Максима Амелина,
трудно обойтись без упоминания
 Арчимбольдо.  Джузеппе Арчимбольдо. Лето.
1563. Музей истории искусств, Вена
Архаика вплетается в современность причудливыми волокнами. В современность эту врывается онтологический ветер XVIII века. И классицизм, отцеженный фильтрами современного поэтического дара, интересно раскрывается уже новой архаикой Максима Амелина:

В каком-то смысле люди так

похожи

на шахматы, Рустем, – кто

тут, кто там, –

на клетчатой доске и в жизни

– то же:

Всевышний всех расставил

по местам.

Вотще сопротивляемся

и ропщем

мы, смертные, на тот

или иной

свой жребий – и

по частностям, и в общем,

пытаясь вырваться любой

ценой.

Но некоторым удается поле,

и положение, и цвет, и лик

переменить – единственно

по воле

Того, Кто милосерден и велик.

Мощно звучит это «вотще». Звучит и перекликается со «Всевышним».

Завораживают ноты стоицизма, звучащие в недрах приведенного стихотворения. Завораживают, но тем не менее все именно так: все наши победы условны. И сразу вспоминается Рильке (в переводе Пастернака):

…Все, что мы побеждаем, –

малость,

нас унижает наш успех.

Необычайность, небывалость...

Рильке вообще часто вспоминается при чтении Амелина. Рильке, заставивший критиков ввести понятие стихотворение-вещь. Нечто подобное можно найти и у Максима Амелина. Слова, объединяясь в прихотливый рисунок, кажутся именно вещественными, словно каждое поэт рассматривает на просвет, давая ему новое имя.

Архаика логична, а современность слишком наполнена пустой мельтешней. Архаика классицизма – это философическое осмысление бездн, заложенных в человеке и бушующих вокруг.

Поэма Амелина «Веселая наука, или Подлинная повесть о знаменитом Брюсе, переложенная стихами со слов очевидцев» называется нарочито сложно. Поэты прошлого именно так называли свои труды. Амелин словно повторяет их метод.

Всем о тебе поведать нужен

настрой особый, –

Музы одной не хватит,

даже девятки Муз

было бы маловато, но – собери

попробуй –

разбрелись, разбежались, – удивительный Брюс! –

Не святой, не властитель,

не разбойник, не воин, –

в чем же твои заслуги? – житие

каково? –

кто же ты, что по праву

вечности удостоен? –

Разве слепая жница –

смерть – обошла кого?

Перенос играет существенную роль в словесных построениях поэта, подчеркивает изломы мысли. Да, очевидно отсылает к Бродскому, но и позволяет строить произведение так причудливо, что Арчимбольдо, комбинировавший свои портреты из рыб и книг, взирает из своего запределья благосклонно на разливы современной русской речи. Без этого хитроумного, как Улисс, художника никуда.

История всегда рядом. И поэт – этот сейсмограф бытия – чувствует ее необыкновенно. Что и демонстрирует Амелин, разворачивая веселую свою науку. Поэт любит визуальные прихотливости: стих гнется, как проволока. Или как куст.

Не в чаще

лесной, а вон там, на раките

прибрежной, – смотрите! –

стучаще-

хохочущий, будто бы спятил,

орудует дятел,

успеха

добившийся, дабы подкорным

насытиться кормом,

лишь эхо

то россыпь разносит картечи,

то зерен далече…

Есть, как мне кажется, в поэзии Амелина астральный отзвук. Словно поэт соприкоснулся с недрами потустороннего. И видит земное – вещное и плотное – сложным и пестрым рисунком на поверхности холста:

Чайки кричат одичало в ночи

и над Нагатинским кружат

затоном.

Кто их услышит? – кричи

не кричи

в час, предназначенный

спящим и сонным.

Кто их увидит? – кружи

не кружи

в небе, подернутом дымкой

белесой.

Радость и скорбь

в безотзывной глуши

непроницаемой скрыты

завесой.

Потустороннее проступает за пейзажем. Грусть вливается в поэтическую речь. Звучат причитания:

– Нянюшка, мне не спится,

дремлющему все мстится

батюшка мой родимый

призраком наяву.

Мертвый встает из гроба,

пристально смотрит в оба,

просит о нем молиться,

кается во грехах.

Воплет о переходах, огненных

сковородах, –

боязно мне и жутко,

смертушки я страшусь.

– Миленькой мой царевич,

Петрушко Алексевич,

баюшки, баю-баю, баю,

баю-баю.

Культурный (тоже отчасти астральный) космос поэта Амелина велик. Тут и картины Поднебесной, и картины ветхозаветные, и грузинские каменные слезы, и сияющий мрамор античности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
1103
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
9233
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7832
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
7704

Другие новости