Поэт, прозаик, переводчик, руководитель проекта «Русский Гулливер» Вадим Месяц. Рисунок Романа Рубанова |
Практически все, кто писал или говорил о поэтическом творчестве Вадима Месяца, отмечали его нарочитое разнообразие – как по части форм, так и по части тем. И те и другие – весьма неожиданны.
Первым в книге идет стихотворение «Любовь гнома» из сборника «Календарь вспоминальщика», вышедшего в 1992 году: «Синица, синица, давай жениться. / Открою форточку – жду невесту. / Я подарю тебе белую нитку. / Ты мне – зернышко манны небесной…»
Вадим Месяц. Поклонение невесомости: избранные стихотворения.– Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый. – 376 с. |
И если деревья растут из земли, а потом из них выходят звери, то стихи Месяца растут из мифа и архетипа, а из них выходят песни, заговоры и причитания и рыщут по страницам. «Надоело рисовать птиц, / мы решили рисовать крыс, / чтобы возвышенность сошла с лиц, / чтобы очи опустились вниз. / Потому жизнь всегда внизу / наподобьи световой тропы, / освещающей сапог кирзу/ и пробивающие асфальт грибы…»
Пролистывая стихи, написанные на протяжении 40 лет, замечаешь, что автор не просто препарирует и развивает традиционную мифологию, но и создает свою. Так, в разных стихах возникают какие-то особенно любимые Месяцем образы: синица, лес, белая нить и др…
Стихи Вадима Месяца вырастают из земли и взлетают к небу. А иначе зачем поэт поклоняется невесомости?..