0
178
Газета Поэзия Печатная версия

25.12.2024 19:23:00

Вам письмо!

Игры разума, абсурд и масса парадоксов

Тэги: поэзия, алиса в стране чудес


48-13-13250.jpg
Данил Файзов.
Поиграй да отдай. – М.:
Стеклограф, 2024. – 144 с.
«Поиграй да отдай» Данила Файзова – сборник стихов, написанных эзоповым языком, где создается мир из голосов родных и близких, друзей-поэтов-учителей, вернее из воспоминаний о них. Автор с первого текста приглашает читателя включиться в игру, задуматься о парадоксальности произносимых, вернее, написанных им слов: «я потерял невидимую флэшку / где были голоса моих знакомых / Дениса Троепольского к примеру / Елены Шварц Андреевны к тому же / Некрасова и Пригова / отца / других…» Как можно потерять что-то невидимое? Что за трансформация смыслов? С каждым стихотворением ощущаешь нарастающую силу, энергию, огонь, поглощающий, сжигающий заживо, когда и человек не человек, а просто щепка: «горький дым папиросы / отечественной / поднимался к всевышнему серым колечком / опускался на снег неживым человечком». И может показаться, что все это игра, возможно, однако точно не в бисер, здесь каждое слово на своем месте, подобранное не только ритмически, но и смыслово.

В предваряющей аннотации поэт и прозаик Василий Чепелев пишет: «В большинстве текстов этой книги автор бросает читателю строки так, как бросают привычные уютные вещи об стену в яростной истерике». Это верно только отчасти, поскольку Файзов отдает отчет в любой строке, он искусно зашифровывает в своей речи имена, понятные лишь посвященным в современный литературный процесс и хорошо известные поэтическому кругу. Так в стихах появляются нарочитая недосказанность, трансформация и многозначность, очень напоминающая языковую игру из сказки «Алиса в Стране чудес»: «…давыдят на диафрагму / что проще логвинят оба предсердия / так что держите берги / мое аркато / и седобородое штыпеля / согласное средство / навзничь упали слова трансильвании / дует веден / русский язык / еще не до конца мною емеля / чуден закат на исходе аз буки веди / чтоб продолжалось все / как пожелал ерëма / щучьим веленьем ему / отвечал амелен». В книге – россыпь утрированных парадоксов и отсылок, а фигуры – от Черчилля до Платона, от Пригова до Некрасова – встают в один ряд с его друзьями, тетей Олей и бабушкой Клавой Кондратиевной.

Вспоминая прошлое, Данил осознает невозможность возвращения в настоящее, он приглашает к беседе, словно отправляет письмо с просьбой составить ему компанию на абсурдном чаепитии у Шляпника, где предстоит узнать правду или хотя бы нащупать смысл происходящего. И здесь автор не мнит себя мессией, провозглашающим известные истины, он честно признается: «не спасу тебя / не буду стараться даже / я же не фея драже / не жучок-пожарный / кажется непохожим любой / с поклажей…»

В сборнике нашлось место и языковым экспериментам. И хотя автор не навязывает никаких выводов, само по себе решение предоставить своему читателю свободу выбора выдает позицию автора больше, чем нравоучительная проповедь: «потому что не понял / кому можно с этим звонить / и как он жил до сих пор / и какие выводы можно сделать / какие-какие / живет с этих пор как / есть». 


Читайте также


Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
591
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
517
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
651
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
174

Другие новости