Сосен клюевских перезвон… Иван Шишкин. Молодые сосны. Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ
Клюев
Братских песен бревенчатый
рай,
Измарагд избяной Песнослова,
Псалмопений орфический край
Сокровенного слова хлыстова.
Знать, и нам заповедал Господь,
Избежав любострастия плена,
Умерщвлять виноградную
плоть
В Коневце по стопам Оригена.
Тем, кто ангельской попран
пятой
И в геенну низвергнут Нарыма,
Крестный путь уготован
святой
На Голгофу Четвертого Рима,
Где в аду ледяном Колымы
За свое огнепальное слово
На кострах страстотерпцев
и мы
Так же вспыхнуть, не дрогнув,
готовы.
Тень Клюева
Тень Клюева и нас усыновила,
Поэтами из гроба нарекла.
Из гроба ли? И где его могила?
Какая мгла ее заволокла?
Соснового не воскресить
Мессию,
Но с ним и мы в сиротстве
нарекли
Отечеством – небесную
Россию.
Земную ж без него не сберегли.
Северо-запад
Грозных идолов строй строг.
Совлеки с них покров тайн.
Грянь в сердца, Салехард-рок,
Докумранских яранг Рамштайн.
Твердь алмазным брызжет
огнем,
Как державинский водопад.
Над олонецким колдуном –
Кремль небесный, как Божий
град.
Не в Тоскане ли Канин нос? –
В Риме зимнем Онежских губ –
Огнепальных приют Спиноз,
Аввакумовский жаркий сруб,
Пустозёрских болот флот
Каторжанок Марьян нар,
Заполярного меда сот –
Златотканый Нарьян-Мар.
А в Плесецке – не муз ли хор?
Не ракето – балетодром,
Холмогорских холмов, гор,
Ломоносовских од гром.
Сосен клюевских перезвон,
Мангазеи речной флаг,
Мандельштамовских звезд сон,
Енисейских полей мрак.
* * *
Гробницы сень – изгнаннику
приют,
Пока в слезах Сиена и Пескара
К Равенне льнут и равенство
поют
Сирены на песках Мадагаскара,
Где ждет его не устричный
покой,
Как царственного узника
Елены,
А Муза Скорби с клюевской
клюкой
И плач Сафо на скалах
Митилены,
Не рай земной, вместилище
чудес,
Прибежище Амура и лемура,
А сумрачный и сумеречный лес
Сновидцев и провидцев –
Selva scura.
Поэт
Ди Каприо декабрьский, дикий
Парнаса первенец Рембо,
Верлена выкормыш двуликий,
Волчонок царственный, тубо!
То Маугли с лесным кларнетом,
То неумолчный какаду,
В прохладе райской нежась
летом,
Согрет и сыт зимой в аду.
Как ни лелей его, ни пестуй,
Чем ни корми его в обед –
За рифм Коринфскою невестой,
Как гончая, возьмет он след,
Где, как вселенский
Шостакович,
То арфа плачет, то фагот,
Где степь – фьюить, и был
такович! –
И Велимира отпоет.
Где холод властвует весенний
И берегом стигийских вод
По мукам странствует
Арсений,
Оплакав сына в свой черед.
Век шествует путем
колымским,
И клонится жасминный куст
К пещерам клюевским,
нарымским,
Где Данте шел и воздух густ.
Седьмой Рим
Нет, не в Чехию Чехов
чахоточный,
В карловарский камфарный
комфорт,
А в портяночный,
и обмоточный,
И чесоточный Ванинский
порт.
Прямо с треснувшей льдины
папанинской –
В тот ежовско-столыпинский
ад,
В тот булганинский,
ванинский, анненский,
С плачем старых эстонок,
Кронштадт.
Или с грифельной одой
державинской
Угодив под державный каток –
И в карсавинский Рим,
и в коржавинский
По этапу во Владивосток.
Там, в четвертом,
несмеловском, Риме –
Тот же Бог, тот же Рог
Золотой,
А в погибельном сгинешь
Нарыме –
В нем и пятый тебе
и шестой.
И в бараке колымском,
Респиги, я
Средиземный услышу твой
Рим.
Пожалей меня, Фракия,
Фригия,
Одари меня Римом седьмым,
Римским-Корсаковым
оркестрованным
Среди зимних прохлад
поутру,
Или Клюеву свыше
дарованным
На терновом нарымском
ветру.
комментарии(2)
0
Наталья 08:46 24.10.2024
Пора уже издавать сборники Коллегорского с обширными комментариями. Кстати, нам говорила Любовь Красавина, что Клюева в монастыре обвинили в мужеложестве и поэтому собрались оскопить, но он сбежал. И что это была обычная практика, а не хлысты.
0
Наталья 08:48 24.10.2024
Особо запомнилось Марьян нар - Нарьян-Мар, а вообще надо проштудировать биографию Клюева, хотя понятно, что тут обо всей истории нашей , и сильно после него (Тарковский-сын, к примеру)