Утренняя звезда восходит вечером. Алексей Боголюбов. Вид вечерней Москвы. 1880-е. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева |
«Нетвердый переплет» – так называется новая книга стихов Наташи Кинугавы (Натальи Баевой). Поэтесса, как мне кажется, ярко вписывается в литературное пространство. Сильно течет река Кинугава. Бликуя разнообразием смыслов, играя нюансами оттенков. Логично, что реки, протекающие через души поэтов, уносят к вечным образам:
Утренняя звезда восходит
вечером.
И крыши домов спят под нею
доверчиво.
Экранам озер
свечою она мерещится
И колется, множится,
нежится, тает, плещется.
Утренняя звезда старательно
к утру готовится.
В серые, рваные тучи
колотится, ломится,
Твердью бриллиантовой
спорит с неверной Луной,
Строит ковчеги свои будто
праведный Ной.
«Эсфирь» – стихотворение, открывающее книгу, разворачивается космосом и твердью небесной. И ветхий, вечный Ной тут перекликается с брильянтами пейзажей и панорам. Стихи Кинугавы пропитаны вечностью. Поэзия необходима, стремится ввысь. Стихи Кинугавы красивы. Легки.
Ты уголек, я огонек,
А вот и в гости мотылек.
Летит на свет,
Не чует жар,
Летит на смерть,
На красный шар…
Смерть – частая гостья в поэзии Кинугавы. Но кажется, будто ничего страшного в этом нет:
Наташа Кинугава. Нетвердый переплет. Сборник стихотворений. – М: Наша молодежь, 2024.– 64 с. |
Мама учит трехлетнюю дочку
мыть сапожки.
Ругается, дочка смеется,
не хочет, не будет.
Мама орет на хохочущую
девчушку,
лупит ей попу,
и сама себе думает песенку:
Итак, мы взрослые.
А через пять минут мы –
мертвые.
И утешает нас черемуховый
лед.
Нас, воспаленных, он
вылечивает влет,
И во мгновение Недремлющего
Ока
Мы наберем живительного
сока…
В стихах Кинугавы есть что-то от алхимии, которая объясняет сложное через еще более сложное. Кажется, разгадать тайну, получить ключи от царства смерти.
Я – мешок с заводными
игрушками,
Я – бессонных ночей
кутерьма,
И – солдатик ли, мышка ли,
пушка ли, –
Белый свет мой – кромешная
тьма.
Я, конечно же, думаю (глупая),
Мой мешок Дед Мороз на спине
Тащит весело детям
испуганным,
И появится скоро в окне.
Я, конечно же, думаю: скоро же!
Я – под елкой, развязан и пуст…
Но Мороз оказался вдруг
сторожем,
Вместо елки – терновый вдруг
куст.
Живое часто спорит с мертвым в поэзии Кинугавы:
Кто живой среди них,
неигрушечный,
Кто сейчас оживет, кто
потом…
А солдатик на выстрел
на пушечный
Подпускает лишь мышку –
с котом.
Победит ли живое?
Книга Кунигавы полнится жизнью, переливается ее токами, вспыхивает различными вариантами реальности. Мягкость в союзе с нежностью, и конкретика бытия расцвечивается райскими птицами:
Лето в разгаре.
Сухая земля клубится:
Копаю грядку под ирисы.
Райским ведь птицам
Тесно скакать
по старым грядкам!
Поэзия Кинугавы яркая, как оперенье упомянутых птиц. А то и жар-птицы роняют перья. И на каждом причудливая карта миров.
Жизнь – это вам не куплеты
Трике:
вот я на пике, а вот я – в пике!
Только мудрец возразит: всё
одно...
Стою на вершине,
а чувствую – дно!
Двойственность всего воздействует на сознание. Вершина часто отсвечивает дном. Гроздья счастья срываются горем. Но это и обогащает душу. Стихи Наташи Кинугавы именно на это и рассчитаны – на обогащение души.
комментарии(0)