0
319
Газета Поэзия Печатная версия

18.09.2024 20:30:00

Я тебе заплетала косу

Женщина-воин – все равно женщина

Тэги: поэзия, москва


поэзия, москва Новая книга Стефании Даниловой посвящена большим и малым городам, но это не травелог. Фото Евгения Никитина

23-я книга лирики поэтессы, культуртрегера и педагога Стефании Даниловой посвящена большим и маленьким русским городам – от Лебедяни и Тарусы до Мурманска, Екатеринбурга и Москвы. Ее оригинальная композиция продолжает традицию предыдущих «Москвариантов» (2023 год, в соавторстве с Никой Батхен), где изюминка заключалась в анонимности чередующихся поэтических признаний в любви к Первопрестольной. Стихи более чем за 10 лет объединены в этом варианте «избранного» строго тематически. У такого подхода неизбежно две стороны. Некоторый академизм самой задачи сборника – связь современности и культурно-литературного прошлого нашей страны – в условном противоречии с серией издания «Стихи Рунета». Действительно, Стефания все еще воспринимается как поэт молодежной аудитории, для которой существует определенный диалогический код, и большой вопрос, готова ли она принять не сетевую, а серьезную поэтессу, «выросла» ли она.

...не вот это вот все я хочу, 

а вернуться

в руки бабушкины, в пятнах, 

морщинах,

цыпках,

что выводили меня на свет,

на проспект Народного 

Ополчения,

на качели, на чистую воду,

тайком от мамы чипсы 

с паприкой покупали,

выводили моей маленькой 

ручкой буковку

«ааааааа»

прописи давно закончились, 

а я кричу

ааааааааааааааааааааааааа

ааааа

Сказав о формальной «заявке» книги, сразу добавим, что, по существу, она отнюдь не травелог или одические рати. Это исповедь-биография женщины, возможная по уровню ее откровенности и публицистичности только в XXI веке. Хотя Стефания – лирик, но при чтении ее текстов мы невольно думаем о Симоне де Бовуар и Франсуазе Саган, изменивших образ женщины своей эпохи и восприятие этого образа. Обновивших понятие свободы, способ говорения о ней и сформировавших фигуру сложной, индивидуальной, совпавшей с собственными мечтами гостьи из будущего. В одном стихотворении автор говорит, что хочется умолчать о личном и сказать о главном, но получается наоборот. Личное и есть самое важное, крошечная деталь ежедневной жизни, марка кофе или дизайн плеера, больше говорят о городе и мире в моменте, чем все пространные рассуждения.

Я тебе заплетала косу. Ты был 

доволен.

Ты учил меня обращаться 

с семью вещами:

речью, мужчиной, 

влюбленностью, силой воли,

вниманием зала, прощением 

и прощаньем.

Современная поэзия дала ряд маскулинных героинь, похожих на героев-травести, – маленькая разбойница Даны Курской, шпалоукладчица баба Маня Анны Мамаенко, портовая начальница Леты Югай, превосходящая любого парня. Девочка Стефании Даниловой – «в белом платьице»: подчеркнуто угловатая, остро чувствующая, сентиментальная, для нее важно чужое отношение – любовь отца, принятие от мужчины, она ранима, открыта, беззащитна. Казалось бы, попытка уравновесить феминизацию ХХ века новой женственностью! Что лишь иллюзия: вчитавшись, мы понимаем, что быть женственной в жестоком, отвергающем, ранящем и смеющемся над тобой мире гораздо труднее, нежели быть мужиковатой метростроительницей, что оптимизм и романтизм стихов Даниловой идут от внутренней силы.

13-3-2-t.jpg
Стефания Данилова.
Под небом русского цвета.
Не игра в города.
– М.: АСТ. – 2024. – 224 с.
Стихи Рунета).

Перед нами, как ни парадоксально, европейская парадигма. Эмансипированная, но мечтающая о любви, сильная, но нежная, заботливая, но думающая о себе, уважающая традиции, но ищущая себя как личность, эта героиня далека от смирения и покорности, от второго пола, ей присуща «элитарность духа», то есть свобода к миссии. Черты, украшающие мужчину и традиционно смущающие в женщине – прямота, прилюдная исповедальность, спонтанное действие, способность решать, – атрибуты просвещенной и сложившейся как личность фигуры. ХХ век дал нам женщину-борца, воина, первооткрывателя, ученого, а XXI показал, что при всем этом можно сохранить в себе женщину.

Щек моих не тронуть 

румянам,

я знаю, чье я ребро,

и врастает в мой безымянный

скандинавское серебро.

Поэтика сборника ассоциируется у меня с евтушенковской по доминантам – и лиризм, и публицистичность, и скоропись дневных событий, и философия, и социальный аспект, и обращение к великим.

Путь творчества Стефании начинается от поражающей воображение поэтической речи, но включающей в себя тривиальные, востребованные «околошкольной аудиторией» фигуры отверженной девочки, конфликтующего с родителями подростка, девушки под мощным социальным давлением; человека, учащегося принимать свою обратную сторону в виде конфликтности, нестабильности, ошибок, нелюбимости, слабостей. И движется к более простой поэтике, формирующей образ уже взрослой личности, которая сумела обратить темные стороны – в сильные. Конфликтность – в науку побеждать, тягу к учебе – в интеллектуальную профессию, желание изменить мир страданий – в осознанную благотворительность, протест против патриархальности – в создание себя как гармоничной личности. Рецепт самонахождения или своего рода промежуточный итог – вот какая книга перед нами.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Депутаты Мосгордумы распределились по профилям

Депутаты Мосгордумы распределились по профилям

Елена Крапчатова

В городском парламенте созданы комиссии и избран спикер

0
558
Депутаты и мэр планируют сделать Москву лучшим городом планеты

Депутаты и мэр планируют сделать Москву лучшим городом планеты

Елена Крапчатова

Новый состав парламента принес присягу и начнет работу 18 сентября

0
1077
«Кросс наций» 21 сентября москвичи побегут семьями

«Кросс наций» 21 сентября москвичи побегут семьями

Елена Крапчатова

Масштабное легкоатлетическое событие в столице пройдет на 10 площадках

0
1492
В Москву и Петербург приедет Гуанчжоуская акробатическая труппа

В Москву и Петербург приедет Гуанчжоуская акробатическая труппа

0
2149

Другие новости