0
1446
Газета Поэзия Печатная версия

11.09.2024 20:30:00

И вновь тоска неудержима

Павел Булыгин и его слова о России, написанные среди скал Эфиопии

Тэги: поэзия, история, эмиграция


поэзия, история, эмиграция Догорало небо. Зеленел лес. Сергей Федоров. Вид реки в лесистых берегах. 1870-е. Донецкий областной художественный музей

В 1937 году в Риге вышел сборник стихов Павла Булыгина «Янтари». Самого Павла Петровича Булыгина к тому времени уже не было в живых. Воин, поэт, путешественник, он умер за десятки тысяч километров от родного Гороховца, от безмерно любимой России в далеком Парагвае. Подобно миллионам соотечественников, Павел Булыгин покинул родину после революции и Гражданской войны. О его жизни можно было бы снять приключенческий сериал, зрелище было бы более чем захватывающее. Участник Первой мировой, затем Гражданской, чудом бежавший от расстрела красноармейцами, он был одним из тех, кто предпринял попытку освободить и вывезти с Урала семью последнего русского императора. Потом Булыгин стал помощником следователя Соколова, по поручению Колчака расследовавшего обстоятельства казни Николая II и его близких. Дальше была Эфиопия, где Павел Петрович обучал войска местного правителя, а потом Парагвай: там он начал готовить приезд русских староверов. Булыгин писал стихи, во многом навеянные Гумилевым, и очень тосковал по России. По благословенному прошлому: «Случайность фразы. Сходство лиц./ Призыв духов, проплывших мимо,/ И снова росплески зарниц,/ И вновь тоска неудержима./ И промелькнет опять безвольно,/ По краю памяти скользя,/ Все то, что помнить слишком больно,/ Но позабыть уже – нельзя».

33-13-11250.jpg
Янтари земли
Гороховецкой. Петр
и Павел Булыгины. –
М.: 2024. – 368 с.
И вот сегодня, почти через век, вышли еще одни «Янтари» Павла Булыгина. Правда, изданы они под другим названием: «Янтари земли Гороховецкой. Петр и Павел Булыгины». Подготовили книгу к печати потомки поэта Ольга и Николай Модестовы. В сборник этот вошли как произведения самого Павла Булыгина, так и его отца, литератора и неутомимого сторонника демократизации русского общества, статского советника, земского деятеля Петра Павловича Булыгина (1858–1914). Булыгина-старшего ценил Короленко.

Но основная часть «Янтарей земли Гороховецкой» отдана Павлу Булыгину, его стихам и воспоминаниям о России:

«Хорошо на Родине! Догорало небо. Зеленел лес. Свежел воздух. Звонили ко всенощной в белом монастыре в бору. Далеко, на столбовой дороге к Гороховцу, звенел колокольчик – почта (от станции до города 11 верст, и почту возят ямщики. Вправо от нас на песчаной отмели играли, перелетая, кулики. На лугу кричала милая иволга».

Не правда ли, какие пронзительные слова! А ведь писались они среди скал Эфиопии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Соединившие небо и землю

Соединившие небо и землю

Борис Романов

Илья Фондаминский и Елизавета Кузьмина-Караваева как христианские персоналисты

0
1067
Завершились работы по реставрации двух подлинных предметов, связанных с личностью Николая Римского-Корсакова

Завершились работы по реставрации двух подлинных предметов, связанных с личностью Николая Римского-Корсакова

0
2290
Творец военно-технологической революции, мечтавший о мире

Творец военно-технологической революции, мечтавший о мире

Михаил Стрелец

Позиционируя себя в качестве физика-ядерщика, Курчатов всегда стремился довести до логического конца начатое им дело – создание первой советской атомной бомбы

0
4479
К 75-летию создания советской атомной бомбы

К 75-летию создания советской атомной бомбы

Борис Швилкин

Ударная волна распахнула дверь на командном пункте, где Берия находился вместе с руководителями взрывам

0
4697

Другие новости