Шум водопада в скалах… Фото Андрея Щербака-Жукова
Сабигат Магомедова своей поэме со сложным и непоэтическим названием дала философский подзаголовок – «Зеркала жизни». Поэтесса решила подвести итоги последней трети ХХ века и первой четверти XXI столетия, когда на долю ее поколения выпал мощнейший социально-исторический разлом, сравнимый разве что с катастрофой 1917 года. Тогда была разрушена гигантская Российская империя, в 1991 году рухнул Советский Союз. Из социализма с человеческим лицом мы попали в недоразвитый капитализм, разбойничью эпоху первоначального накопления.
Зинаида Гиппиус говорила: «В такое время целые поколения проваливаются в историческую щель, образовавшуюся между разными формациями». И мы знаем: так и произошло. Группа московских поэтов с 2012 года проводит мемориальные чтения «Они ушли. Они остались» и посвятила уже три антологии молодым поэтам и прозаикам, погибшим именно в эти годы.
Сабигат Магомедова выдержала обрушившиеся на тех, кто рожден в 50–60-е годы прошлого века, испытания и состоялась как самобытный поэт.
В поэме она меняет ракурс – во вступлении мы видим окружающий поэтессу мир как бы «на расстоянии взгляда», выпукло, крупным планом:
«Все может слово в мире отразить: / полет орла над синими горами, / Шум водопада в скалах... Между нами / Простой тропы связующую нить, / Уют спокойной сакли, нежный цвет / Расцветшего весеннего граната».
Магомедова словно услышала совет Ивана Тургенева:
«Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».
Но как поэт-философ она не готова бездумно воспевать выразительные картины памятного с детства праздничного мира природы ее родного высокогорного Цумадинского района Дагестана: «цумада» в переводе с аварского «у орлов».
Уже в названии первой главы поэмы – «В поисках истины» – встречаем ключевое слово, самое важное для любого думающего художника. Не называя имя любимого учителя, Расула Гамзатова, автор поэмы создает его узнаваемый образ, напоминая нам – в поисках истины мы мечтаем и о счастье, способном прийти к нам лишь на родной земле: «Весь наш век пусть опишет поэма, все думы и мысли. / И печали, и радости, нашу любовь к сердцу гор. / По делам вспомнят нас, по словам помянут и размыслят. / Не изведали счастья – о счастье ведем разговор!»
Сабигат Магомедова. Хайбулаев – Размышления с профессором: Поэма / Пер. с аварского Наталии Мартишиной.– Махачкала: Формат, 2024. – 116 с. |
И все же не меньший грех, по мнению учителя – самолюбование, им грешат многие творческие люди: «Говоришь ты: «Не вздумай любить лишь себя меж другими, / Ты живи для других: теплотою хороших согрей. / Животворным лучом поделись – добротой, и своими / Золотыми делами ты сделаешь горы сильней!»
В третьей главе – «Человечности учитель» – мудрый учитель открывает лирическому герою поэмы, автору-повествователю, как изменилось время в XXI веке, словно съедающее каждого из нас: «В том беда, что в наш век очень сильно ускорилось время. / Словно в черную яму пространство и время идут: / Мы летим средь миров, позабыли уздечку и стремя, / А печальные кони хозяев потерянно ждут! / Раньше – времени было довольно на встречи и дружбу: / До далеких селений джигит доезжал на коне! / А теперь на общенье нет времени, хоть и на службе / Телефоны включенные в каждом кармане на дне!»
Наука и вера – в них видит спасение автор поэмы. И возлагает особую надежду на книги. Недаром столько лет Магометова проработала в главной библиотеке Махачкалы. Ей близко трепетное отношение к книге и библиотеке академика Дмитрия Лихачева:
«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть – культура не погибнет в такой стране».
Ну и, конечно, важнейшая составляющая нашей жизни – любовь. Именно ей посвящена четвертая, заключительная глава поэмы – «Слово, рожденное любовью»: «Нежный взгляд! Будто по умолчанью, по этой примете / К дому милой джигит без ошибки направит коня. / Пусть же каждый во взгляде желанном свет искренний встретит... / Средь зеркал, средь сердец провожает поэма меня».
«Поэзия – это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает ее…» – писал в XIX веке французский писатель Гюстав Флобер. Аварская поэтесса Сабигат Магометова наделена этой манерой.
комментарии(0)