0
1530
Газета Поэзия Печатная версия

04.09.2024 20:30:00

Свету сбежавшему вопреки

Михаил Гундарин умеет соединять высокий и низкий стили, обнаруживать поэзию в повседневности и находить в бытовых сюжетах материал для размышлений

Тэги: поэзия, верлибр, философия


32-13-12250.jpg
Михаил Гундарин.
Непоправимый день.– М.:
Синяя гора, 2024. – 116 с.
Михаил Гундарин умеет работать в разных жанрах, будь то короткие, но вдумчивые рецензии на книги, фильмы и театральные постановки или объемные и интересные исследования жизни и творчества советских писателей – достаточно вспомнить написанные совместно с Евгением Поповым биографии Фазиля Искандера «Фазиль» (см. «НГ-EL» от 30.06.22) и Василия Шукшина «Василий Макарович» (см. репортаж здесь) или стихотворения, сборник которых недавно вышел. Заглавие несколько удивляет: книга стихов с точно таким же названием выходила в 1991 году у Евгения Рейна в «Библиотеке журнала «Огонек». Общего в этих сборниках мало, но при желании можно найти некоторые черты: интерес не только к внутреннему миру лирического героя, но и к окружающему его контексту, ситуациям, в которое тот попадает; обращение к городской эстетике и стремление автора работать в разных техниках, сохраняя при этом изначальную авторскую интонацию.

Сборник Гундарина привлекает своей разножанровостью: здесь есть и верлибры («История с ангелом»), и сонеты («Четыре сонета»), и песни без припева («Русская песня»), и классические рифмованные стихотворения («Как увидишь Будду, пронзи ее…», «Мне осени этой не жалко…»). Тематика произведений тоже неоднородна: размышления о загадке смерти соседствуют с милыми рассказами про новогоднюю уборку и оливье, а лирические высказывания – с короткими сюжетными стихотворениями. Быт соседствует с патетикой, они дополняют друг друга: автор намекает читателю, что для того, чтобы обнаружить истину, достаточно немного осмотреться. Да, одна из сильных сторон Гундарина как поэта – это умение соединять высокий и низкий стили, обнаруживать поэзию в повседневности и находить в бытовых сюжетах материал для философских размышлений.

У Гундарина есть несколько сквозных образов, переходящих из одного стихотворения в другое: ангел, кровь, тоска, свет – религиозные символы, таящиеся в на первый взгляд простых строках. Ангел как символ небесного вмешательства или утешения часто противопоставляется земным переживаниям, связанным с пролитой кровью и тоской. Свет же служит метафорой надежды, порожденной творческим поиском и освещающей темные углы человеческой души. Иногда, правда, свет уходит, но огонь остается: «Свет отрывается от огня, / Машет своим золотым плащом. / Не замечая в упор меня, / Все повторяет «прощен, прощен!». / Это сворачивает такси / С улицы заспанной в старый двор. / Ты не посматривай на часы, / Здешнее время – вздор. / Если касанье твоей руки / Снова согреет мою ладонь, / Свету сбежавшему вопреки / Будет гореть огонь!»

Подробнее следует рассмотреть образ ангела в поэтике Гундарина. Его можно вывести в качестве центрального, так как ангел периодически появляется на протяжении всей книги – порой в виде образа («черный ангел потопа»), а иногда в качестве персонажа («артериальную намажь / погуще на края заката /, сказал мой ангел, в карандаш / преобразив сустав крылатый»). Собственно, даже первая часть «Непоправимого дня» названа в честь ангела – «Ангел-истребитель», отсылая читателя к одному из немногих составляющих сборник верлибров. Невольно вспоминается одноименный фильм Луиса Буньюэля (1962), в котором рассказывается о нескольких аристократах, запертых в гостиной и на протяжении всей ленты пытающихся из нее выбраться – однако внезапно возникшее невидимое поле их не выпускает. В принципе в похожей ситуации находятся и стихи Гундарина, вернее его рифмы – порой им слишком тесно в поставленных автором рамках. Гундарин уделяет принципиальное внимание смыслу, отчего словам становится тесно, что порой влияет на благозвучие. Иногда кажется, что автор намеренно обрубает строчки, делает их короче – что придает им особое звучание: «Один из арбузов окажется сразу всем – / футбольным мячом, поплавком и воздушным шаром. / Другой – великаньим глазом в лихой красе, / По самый хрусталик он залит немым кошмаром. / А третий покатится прочь, голова моя / пристроится рядышком, будто с луной копейка. / Ты любишь смотреть в окно, загибать края, / московскою полночью нас различить сумей-ка». Это стихотворение привлекает своей игрой с образами – Гундарин может найти поэзию даже в арбузе и написать о нем так, что получится не просто интересное стихотворение, а, пожалуй, одно из лучших у автора. Плавность ритма, его спокойствие сочетается с залитым в хрусталике глаза кошмаром – тревожным образом, пугающим своей неожиданностью и создающим контраст со спокойной, приятной рифмой. В этом контрасте и кроется сила стихотворения: автор умело балансирует между светом и тенью, между повседневным и тревожным. Игра с ритмом, неожиданное смещение акцентов и переход от спокойствия к скрытой напряженности придают тексту многослойность.

Стоит отметить, что стихи, составляющие сборник, самобытны и не образуют какого-то общего цикла, многие из них вступают в забавную перекличку: после «Ноябрьской песни» следует «Декабрьская песня», «День рожденья» плавно перетекает в «На бульваре» (общая для обоих стихотворений ситуация – похмелье), а творческий и религиозный поиск обнаруживает себя и в стихотворении про ангела, и в предшествующем ему «Укравшем слово»: «Наконец-то я выманил, уломал / это слово из племени диких слов. / Не уверовал вовсе – уворовал, / и опять воровать готов / (А вокруг знакомый насквозь пейзаж –/ нескончаемый трепет сырых равнин. / Нашу темную ночь хоть на пряник мажь, / все равно получится гуталин) / Вот стою, добычу свою зажав, / как жар-птицу прячу в пустой мешок... / Безнадега трогает за рукав, / зряшной жизни выходит срок».

В одном из своих, пожалуй, лучших стихотворений Гундарин создает атмосферу безысходности и мрака, вызывающую чувство уныния и отчаяния благодаря пейзажу («темная ночь», «нескончаемый трепет сырых равнин») и достаточно ровному ритму, который, однако, временами кажется несколько сбивчивым, что вполне может быть осознанным приемом для передачи внутренней напряженности и разлада героя.

Стихи Михаила Гундарина то таинственно серьезные, то озорные и забавные. В них вино смешивается с одиночеством, а предновогодняя уборка – с размышлениями о смысле жизни. Комиссар может увидеть во сне Будду, а персонаж по фамилии Полуэктов – горящие города. Ангел-истребитель явится в больнице – так же внезапно, как и бессмертие, привидевшееся однажды переставшему быть поэту, сидящему на кухне и пьющему черный чай. Яркие, запоминающиеся образы – главная сила Михаила Гундарина, поэта, обладающего замечательным воображением, чьи стихи лишний раз напоминают: в обычных житейских моментах скрывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Жили-были, убыли, перестали быть

Жили-были, убыли, перестали быть

Александр Балтин

Музыка и метафизика в стихах Павла Белицкого

0
989
И вновь тоска неудержима

И вновь тоска неудержима

Виктор Леонидов

Павел Булыгин и его слова о России, написанные среди скал Эфиопии

0
1142
Ойкумена 2.0

Ойкумена 2.0

Александр Толстиков

Андрей Ваганов

Взаимное контекстуальное давление порождает стереоскопический эффект

0
2816
Путешествие с русским словом

Путешествие с русским словом

Александр Балтин

Соло Виктора Слипенчука в Экспоцентре

0
244

Другие новости