Александра Очирова на презентации книги в Галерее искусств Зураба Церетели. Фото Таси Михеевой |
Экзистенциальный кризис невозможно преодолеть только экономическими, только политическими или одними лишь экологическими мерами. Все назревавшие долгие десятилетия проблемы свились в тугой клубок, и, потянув одну нить, мы лишь сильнее запутаем узел. Нет и не может быть в такой ситуации простых решений. Как не бывает их в принципе для космизма, рассматривающего каждую личность, все человечество и мир вообще как единое целое.
Именно эти три составляющие и являют собой космос – не в физическом, а в философском смысле. Задача космизма – понять и принять человека во всей его сложности и неоднозначности, в его развитии, в неразрывной взаимосвязи с окружающими людьми, всем человечеством и самой планетой, также живущей собственной жизнью, которая одновременно влияет на людей и зависит от них.
Один из способов сообщения человека и космоса это – мистериальная духовная традиция, нашедшая сегодня выражение в поэзии. Несмотря на очевидность христианского дискурса в европейской классической мировой культуре, древние архаические истоки поэзии живы и по-прежнему сильны как в Серебряном веке, так и в наши дни. Во все времена мистериальная духовная поэтическая традиция не иссякала: то оставаясь в тени, то выходя на поверхность, она существовала параллельно всему. Не вопреки, а отдельно – как иной, альтернативный ответ на самые волнующие вопросы бытия.
Невероятно важны в духовной поэзии ритм и звучание стихов: именно они формируют смысл и позволяют ему проникать в подсознание.
Это прекрасно иллюстрирует стихотворение Александры Очировой «Заклинание»: «Звуки являлись как чистые формы, / Горлом вибрируя зов заклинаний. / Бубен сливался с валторной и горном / В ритмах свободы, любви и желаний. / Древние притчи шаманских обрядов, / Чувство тревоги и трепет молений… / Всё – перемены. Слова и наряды, / Радость и слезы. Познанье и мненья. / Всё – перемены. Но кто-то не знает, / Что у природы есть вечность мгновений – / Остросюжетная логика края. / Самый последний предел откровений».
Александра Очирова. И каждый день в единственном числе. – М.: ЛИффТ, 2023. – 212 с. |
Всякая эмоция, всякое ощущение требуют осмысления: «Что это было со мной? / – Ощущенье огня и воды. И земли. / Из нее исходящие жизни – цветы и плоды. / Что это было со мной на краю у зари, / В чистом розовом цвете, над гладью воды? / Я увижу всеобщую суть. / Где в отчаянье бед не найти утешенья, / И век поторопит меня – как мгновенье / вчерашнего дня… / Что это было со мной? / Оказалось, другой человек/ Изнутри посмотрел на меня».
Что за «другой человек» смотрит на поэта «изнутри»? Отражение Бога в душе, частица «мирового Я»? Мистериальная традиция самым естественным образом сливается с идеей русского космизма. Ведь это философское направление выросло из мистерий, разыгрывавшихся именно для того, чтобы позволить личности отождествиться с миром, ощутить себя с ним единым целым – и в то же время не утратить собственное «Я»: «Как всегда – осмысленность предела / Не дает возможности понять, / Как, когда, душа влетает в тело, / Чтобы вместе чувствовать и знать».
Взаимоотношения человека с Творцом – суть уже не языческих, а христианских мистериальных традиций. Именно для того, чтобы эту взаимосвязь, сложнейшую из возможных, ощутить и осмыслить, создавались мистерии: последовательность обрядов и молитв, помогающих человеку войти в особое душевное состояние, настроиться на божественные ритмы мироздания. И тогда слова складываются в стихотворные молитвы: «... И так идти по бездорожью / И ощущать себя в Христе / – Своем родном и Сыне Божьим, / Уже распятом на кресте».
Еще одну важнейшую черту перенял от мистерий русский космизм: человеку для связи со Вселенной не нужны посредники. Каждый может вступить в этот диалог, совершив собственное духовное восхождение. Все мы, даже не осознавая того, участвуем в жизни мироздания. Однако лишь те, кто делает это осознанно, вносят бесценный вклад в мироустройство, в воссоздание гармонии.
Отдельно нужно сказать о таком ключевом понятии космизма, как Время. Стремление осознать себя и мироздание в данный момент бытия и одновременно в Вечности Очирова трактует по-своему, прислушайтесь еще раз: «Мир, как шар, летит над головой. / Бесконечность. Вечность и мгновенье. / Синий космос движется со мной, / Одарив моментом озаренья…»
Александра Очирова. Русский космизм. – М.: WOW, 2024. – 184 с. |
Верно отметил в предисловии Константин Кедров: «Поэзия Александры Очировой продолжает и множит традиции русского космизма от Тютчева и до наших дней. Тайная связь между человеком и космосом всегда была одной из важнейших тем русской поэзии. Не случайно автор пишет «Поэзия – Вселенная из слов». Это можно назвать творческим манифестом».
«Многообразие и самобытность человечества не только всегда являлись ресурсным условием его развития, но и стали основой его универсальности, что всегда поддерживалось взаимообменом и взаимодействием между Востоком и Западом, Севером и Югом», – подчеркивает Очирова. Идея однополярности мира чужда ей как космисту: каждый человек есть полюс мира, один из множества и столь же важный, как остальные полюса.
«Книга стихов «Русский космизм» силой ее художественных образов и космизмом восприятия способна перевернуть наши представления о соотношении человека с Космосом», – отзывается Рубен Диарио Флорес Арсила, директор Института Льва Толстого в Колумбии. С ним нельзя не согласиться: сейчас главная задача для всех нас – перевернуть привычные представления, которые завели мир в тупик, и учиться выстраивать новые взаимоотношения друг с другом и с миром на основе идей русского космизма.
комментарии(0)