0
4306
Газета Поэзия Печатная версия

17.07.2024 20:30:00

Ты какого же роду-племени?

Сводный текст расскажет эпическую биографию Ильи Муромца

Тэги: поэзия, илья муромец, соловейразбойник, древняя русь, былины


14-1-1-t.jpg
Мы обнаружим совсем других богатырей.
Иллюстрация из книги

В течение нескольких веков текст былин искажался в различного рода научно-популярных изданиях, адаптированных вариантах. В то время как подлинные былины были и остаются доступными в академических изданиях, выпущенных небольшими тиражами. Проблема этих текстов в сложности их восприятия: много диалектизмов, архаизмов, скудные комментарии. Осилить такую книгу может только филолог и только из любви к науке. Есть много авторских прозаических пересказов былин, в которых утрачены исходные смыслы, но именно эти пересказы издаются большими тиражами и лежат на полках книжных магазинов.

Текст былины, представленныйй в этом издании, составлен из фрагментов собраний Кирши Данилова и Петра Киреевского, а также вариантов, записанных в XIX–XX веках от лучших народных певцов. Как утверждают издатели, в книге нет ни одного придуманного или измененного слова. Опущены лишь нюансы диалектного произношения (вроде цоканья). Для каждой (!) строки текста указано имя сказителя и место, где стих был записан. Никакой адаптации, что обычно для хрестоматий. Для простоты восприятия текст изложен не в виде сплошной песни, а разбит на зарифмованные терцеты.

Из хрестоматийных прозаических пересказов любители старины знают, Илья Муромец - крестьянский сын родом «из села да Карачарова», который после 30-летнего лежания на печи вскочил «на резвы ноги» и понял, что «в бою ему смерть не писана». В этой былине подробно рассказывается биография Ильи Муромца. Он, действительно, был немощен с рождения, руки и ноги его не слушались. Когда сердце его отозвалось на просьбу нищих, которые в пасхальную ночь постучались ему в окно и попросили воды, он получил дар Божий, а с ним – здоровье и силу. После чего избрал путь богатырского служения Богу и ближним: православной вере, богоданной власти, вдовам, нищим и сиротам. Проезжая Чернигов, Илья помог в обороне города от войска трех татарских царевичей: внезапно напав на их ставку, он пленил их и принудил распустить войско. На участке прямоезжей дороги между Черниговом и Киевом на богатыря напал Соловей-разбойник, в течение 30 лет наводивший ужас на путешественников и купцов. Пленив Соловья, Илья явился в разбойничье логово в селе Кутузове, где нашел и освободил сотни несчастных, захваченных разбойником. Герой доставил Соловья на суд князю Владимиру, по решению которого разбойник был заточен в темницу или казнен. Награбленные Соловьем-разбойником ценности не попали в казну, а по просьбе Муромца были отданы многочисленным сыновьям и дочерям разбойника: не мог Илья Муромец пустить по миру потомков даже своего лютого врага.

После освобождения всех пленников  Илья Муромец занял высшее место в иерархии русских богатырей. В течение многих лет он нес службу русскому князю – был атаманом на заставе богатырской в двенадцати верстах от столицы (нередко в былине назван «старым казаком»), командовал Соколом-кораблем. В одном из походов на Сокол-корабль напали морские разбойники. Потом русские воины вступили в бой с флотом турецкого султана. Тогда под руководством Ильи сражались Добрыня Никитич и Полкан-богатырь, и морской бой завершился победой русских. Илья Муромец исполнял наиболее сложные поручения князя, в частности отправился в Каменну Орду и вывез оттуда золото – дань, которую тамошний царь задолжал за тринадцать с половиной лет. По навету бояр и клеветников из числа княжьих слуг богатырь был осужден князем Владимиром на заточение в подземелье. В темнице Илья непрестанно читал Евангелие, что чудесным образом сохранило ему здоровье и силу. После того как несметное войско царя Калина подступило к Киеву, забыл обиды, нанесенные князем Владимиром, и встал на защиту Руси вместе с другими богатырями. В конце жизни ангелы прямо из седла перенесли Илью Муромца в келию Печерского монастыря, где он со временем почил, после чего его мощи стали нетленными.

14-1-2-t.jpg
Исцеление и
первая поездка
Ильи Муромца: с
водный текст.
Былины русского народа. Т. 1 /
Сост. А. Миронов.
– М.: Тешилов Лаб., 2024.
– 100 с. (Песни Севера).
В отличие от сказки, передаваемой прозой, песнь трудно изменить. Эпос защищен от искажения при ретрансляции. Былина поется монотонно, ее язык непонятен, к тому же встречаются диалектизмы, осложняющие восприятие. Наверное, поэтому былины не так популярны, как сказки. Но читателя ждут в былине и свои открытия – например, неожиданно много сюжетов, откровенно показывающих отношения между полами, эти сюжеты разрушают представления о былинах как о «детской литературе».

И картинки в книге, нарисованные Басарёвым и Еремеевым, –  соответствующие. Акцент на боевых и эротических элементах может привлечь поклонников фэнтези – как юных, так и тех, кто успел поседеть, читая романы об эльфах, рыцарях и пр.

«Исцеление и первая поездка Ильи Муромца» – первый том целой серии былин. В этой серии читатели увидят совсем других богатырей. В одной из былин поется о герое, научившемся на лету подхватывать «пулецки свинцовые». В другой – о стрелах, светящихся в темноте. В третьей – об огненных «головнях», которыми человекообразные змеи расстреливают людей с воздуха. В мире русского эпоса в тела коней вделаны «костылики булатные», чтобы легче перескакивать через городские стены. Былинная футурология способна вооружить сакральным знанием современников.

Однако перед издателями встала сложность. Один сказитель хорошо изложил начало, но забыл конец. Другой – наоборот. И так далее. Поэтому есть подзаголовк «сводный текст». Книги серии «Песни Севера» не только познакомят читателя с художественной и реалистической былинной вселенной, но и сэкономят ему годы, которые понадобилось бы провести в библиотеках и архивах, чтобы собрать по крупицам все фрагменты сюжетов. А они – о предназначении человека и реализации его способностей, о его силе и слабости, о его грехах и страстях. Вместо тысячи слов можно просто почитать былину:

Кабы прежде, досель да в молоду

 пору

Из того еще из города ли 

из Мурова,

Из того еще села да ле 

Карачагова –

Уж жил тут и был Иван сын

 Тимофеевич.

Кабы было у его едино чадо, 

едино милое,

Как едино было рóдно, едино 

любимое.

Уж звали его Илеюшко сын 

Иванович.

Как лежал нынь Илейко да 

право тридцать лет,

У его не было под собой же 

                           резвых-де ног.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2803
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2467
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1515
У нас

У нас

0
1480

Другие новости