0
3318
Газета Поэзия Печатная версия

25.10.2023 20:30:00

Куст золотых маргиналий

Герметичные ужасающие конструкции, исполненные экзистенциального оптимизма

Тэги: экзистенциализм, оптимизм, философия, поэзия, маргиналии


экзистенциализм, оптимизм, философия, поэзия, маргиналии Мир-фантасмагория захватывающей и мучительной сказки. Леонид Соломаткин. Странствующие музыканты. 1872. ГТГ

Четвертая книга стихов доктора философии и переводчицы Елены Михайлик удивляет. Впрочем, как и всегда. Почти две сотни страниц скомпонованы в пятичастную структуру. Деление представляется довольно условным, части не имеют названий, хотя первую условно можно было бы обозначить как «историческую», третью как «лингвистическую», а скажем, пятую определить как посвященную рефлексии на тему творчества... Но зачем? Лабиринты не должны иметь опознавательных знаков. Поэтесса нащупывает в темноте бытия свой – и/или наш общий – путь. Высвечиваются образы – прежде, где-то и когда-то, привычные, даже слегка потертые, здесь они возвращаются к своему исконному естеству, представая конструкциями странными и герметичными, пугающими, величественными, ужасающими, даже пророческими: «Вот это – синайский терновый куст,/ цветущий три раза в год./ В это время сектор закрыт и пуст…/ А что? Вам нужен другой народ?/ Они же пытаются спорить с кустом,/ с его пылающим ртом,/ понемногу подходят поближе и…/ вы помните, что потом». Среди этих громоздящихся структур мы блуждаем вместе с авторкой, покуда вдруг не начинаем понимать – как бывает в набухающих светом утренних сумерках, что образы эти, в сущности, очень просты, но не простотой обыденности, а той, высокой и изначальной, которая вокруг и внутри нас – просто мы про нее забыли. А тут нас перенастроили, обновили, апгрейдили – и вот же она, суть бытия! И суть небытия тоже... «Заходил василиск, подарил василек...» – так, нарочито невинно, начинается стихотворение, а далее сопрягаются полевые цветы и царица полей (которая, как известно, только во вторую очередь – кукуруза, а на самом-то деле – пехота), и война прокатывается по строчкам в полный рост, и оказывается, что в этой парочке парономазов страшен вовсе не василиск...

Сюрреализм проникает в строки Михайлик естественно и непринужденно, ибо он неотъемлемая частица нашего мира – и мира поэзии соответственно: «любой Орлеан, по сути, есть пограничье,/ а Новый особенно – в нем беспокоен сон/ даже у тех, кто спит, не помнит, не слышит,/ а уж те, кто горит – и об этом пишет,/ могут здесь свободно кормить ворон –/ и воронов из непрочного злого льда…»

В этом втором (или все-таки первом?) мире сквозь стихи Елены мерцают стихи Эдгара По, чье посмертное инобытие в городе-мифе Новом Орлеане, где «любому кошмару легко легализоваться», описано максимально приземленно (приводненно?). Однако доминанта судьбы поэта неизменна во всех мирах: «вот и Эдгар Алан собою не удивлен –/ дыра как дыра, переехал, когда позвали,/ прекрасный пейзаж и много новых могил./ Он не помнит, что умер, много работает,/ но не согласен публиковаться…»

39-14-11250.jpg
Елена Михайлик. Не с той
стороны земли– М.:
НЛО, 2023. – 184 с.
Стихи Михайлик вообще перенасыщены аллюзиями и реминисценциями, культурой и второй природой настолько, что холст авторского текста порой оказывается наглухо скрыт под жаккардом и кружевом («все трамваи вписаны в какой-нибудь стих»), но в итоге читатель с удивлением обнаруживает, что весь этот антураж не более чем антураж, фон для трепещущего, современного авторского (и читательского!) «я»: «лучше не разглядывать и не мерить/ и не бродить по лесам посредине жизни,/ а золотой маргиналией зубы щерить в легкой воде, словесной своей отчизне».

В аннотации читаем: «Елена Михайлик являет читателю мир, полный странного, страшного и тревожного. Это мир-фантасмагория захватывающей и мучительной сказки странствий и одновременно фольклорной экспедиции…» Полина Барскова в предисловии говорит о «книге изумления и разочарования», являющей читателю «мир, полный странного, страшного, тревожного, но также – полный и пустоты: людей здесь гораздо меньше, чем призраков». Так ли на самом деле контент тревожен и страшен? И даже ежедневных новостей страшнее? Призраки ли населяют страницы? И если да, то какие именно призраки? Архетипы коллективного бессознательного, нус и Zeitgeist (дух времени – пер. с немецкого. – «НГ-EL»), паттерны снов, наши извечные внутренние демоны и ангелы? Читатель решает сам. Кстати, и о нечисти («у меня от переизбытка книг/ в доме нечисть завелась»), и об ангелах (а также шестикрылых серафимах и прочих сверхчувственных материях) Михайлик пишет много и с чувством (в частности, с чувством иронии: «А потом в наш прекрасный, притундровый, приснившийся лес/ слетели серафимы небес,/ А у них есть привычка, известная на всю Колыму:/ не прощают любви никому»).

Размышляя «на тему поэта и поэзии», Михайлик, как и любой истинный сочинитель, продолжает романтическую традицию поэта-творца (миров и мирков), но (ирония, ирония!) Творец подозрительно смахивает на гностического демиурга энной ступени («Ты хочешь сказать, что этот шлимазл/ воплотился вот в эту плоть,/ и с утра пораньше бродит здесь по воде?» или еще: «Почему этот мастер планет/ не завел здесь приличный сюжет,/ поскупился на пряжу…»), он такой же, как его твари, так же беспомощен – и так же подчинен извечному вселенскому Ритму, существующему до и над. Так же подчинен, как и пишущий о Нем: «...Но глядя на этот довольно большой мир,/ довольно сложную речь, движенье эфемерид,/ могу произнести то, что в меня говорит эфир./ И только это. Я только эхо./ И ритм». В этом тексте актор предстает в роли этакого ремонтника из универсальной (универсумной?) службы поддержки, с успехом восстанавливающего утраченную гармонию… Несмотря ни на что, новая книга «золотых маргиналий» Елены Михайлик исполнена экзистенциального оптимизма.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
3207
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2830
Дух не терпит пустоты

Дух не терпит пустоты

Надежда Ажгихина

Самые острые вопросы Виктория Полищук обнажает с афористичной простотой

0
1774
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1746

Другие новости