Птица пролетела или тень ее? Рисунок Екатерины Богдановой
В Московском союзе литераторов (МСЛ) вышла «Антология мистической поэзии». Это сборник, составленный из стихов по большей части членов секции поэзии МСЛ, всего 39 авторов. Составители Валерий Галечьян и Людмила Осокина.
Сложно найти какие-либо тематические издания с подобным, мистическим уклоном, составленные из стихов современных авторов. Издаваемые сборники мистической поэзии обычно посвящены авторам прошлого – поэтам XIX либо начала ХХ века, то есть дореволюционного периода. После революции же мистика оказалась под запретом. И только после перестройки что-то в этом плане стало возрождаться.
В предисловии к сборнику Валерий Галечьян, председатель Московского союза литераторов, пишет: «За долгие годы существования Московского союза литераторов в нем сложился коллектив талантливых и профессиональных авторов, которые разрабатывают новые и вносят большой вклад в уже существующие направления поэзии. Одним из них является мистическая поэзия, имеющая богатую историю и актуальная в наше время перемен. В настоящем сборнике она представлена во всем многообразии ее видов. Это регулярный и свободный стих в различных формах. Тут и песня «Всадники Апокалипсиса», текст и музыка которой сочинены Алексеем Караковским, и стихи Александра Гутова, Александры Ластоверовой и других авторов этого направления, и визуальная поэзия. Наверное, было бы правильнее сказать, что ни один из авторов антологии не может быть назван исключительно мистическим поэтом, но все же некоторые глубже погружены в это направление и выделяются на общем фоне».
Сборник предваряет также вступительная статья поэта, искусствоведа, кандидата философских наук Валерии Исмиевой, в которой она подробно разбирает становление мистической поэзии в разные времена и в различных странах. Она, в частности, пишет: «У понятия «мистическая поэзия» длинная предыстория. И прежде всего потому, что долгое время оно неразрывно было сцеплено с религиозным и – шире – мистическим опытом… На раннем этапе и вплоть до наших дней мистическая поэзия – это озвученный опыт трансцендирования, выхода сознания за пределы видимого, опыт визионерства, прозревания иных миров, высших и низших, ничуть не менее реальных, чем мир видимый и «профанный», переживание соединения с миром незримым (все это не подлежит ни у самых ранних авторов, ни у современных им читателей никакому сомнению)».
Валерия Исмиева, как автор, в первую очередь мистический поэт. Ее стихи тоже есть в сборнике. Они полны запредельной мистической энергии. Вот фрагмент из стихотворения «Ганлин»:
…Я была его мальчиком,
длинноволосым, лунным.
Целовал, что времени
перебирал струны,
Говорил: «Я праща звезды».
И тьма огня отвечала:
«Так испей меня до конца –
к началу».
Как он пил, припав, и не мог
напиться –
Помнят Тор и Крон,
меч Полярной.
Спицы
Змееносца стрехами ночь
вздымали,
Где любились мы на цветочной
шали….
Антология мистической поэзии. Сборник мистических стихов членов секции поэзии Московского союза литераторов / Сост. В. Галечьян, Л. Осокина. – М.: МСЛ, 2023. – 138 с. |
лишь после этого я обратил
внимание
на свой подозрительно
маленький череп
одиноко валявшийся на берегу.
У Бориса Колымагина в стихах одновременно и божественное, и мистическое:
Птица пролетела или тень ее?
Пятница страстная, крест,
небытие.
А это печальные мистические прозрения Умут Кемельбековой:
Пойдем на край долины,
Простимся с последним
солнцем.
Быть может, завтра не будет
его и тебя.
А это откровение об умершей матери Татьяны Виноградовой:
…В темной пустой квартире
прозрачная мать
сидит на кровати перед
выключенным телевизором
(на экране диктор шепчет мертвые новости)
и все еще думает, что ноги
не ходят, не ходят…
Людмила Осокина делится своими мистическими стихами о черных кошках:
…Вскоре по крыше пойдет
не спеша,
Словно в туманном,
изнеженном сне…
Вот она! – бархатной ночи
душа! –
Черная кошка при желтой луне
Мария Попова познает тайны бытия, находясь в полуразрушенном храме:
Жизнь камня, сон, любовь
и плеск воды –
Я к ним прильну и их
не разгадаю.
В руинах храма я на корточках
сижу
И молча одуванчики срываю.
В сборнике есть картинки, точнее, так называемые слопы – словопостроения Валерия Галечьяна. Они, с одной стороны, служат оформлению издания, с другой – являются визуальной поэзией. Эти «шрифтовые композиции», как пишет Татьяна Виноградова, «работают» сразу на нескольких уровнях, заставляя реципиента мобилизовать весь свой интеллектуальный и чувственный опыт, вводя в ступор сознание (пытающееся прочесть ветвистые шифрограммы) и одновременно воздействуя на подсознание сочетанием цветовых пятен и линий».
Завершает антологию послесловие Татьяны Виноградовой «Покрывало Новой Исиды, или Послесловие к (опти)мистической антологии», в котором она уделяет внимание каждому автору антологии. Это исследование, большой труд, заслуживающий особого внимания.
Антология оформлена оригинальным способом, картинки на обложке, а также на нахзаце и форзаце сгенерированы Татьяной Виноградовой с помощью нейросети. Получилось нечто необычное.
В дополнение к антологии вышел также небольшой прозаический сборник «Мистические истории», в котором всего девять авторов. В нем опубликованы рассказы, мистические истории, произошедшие с авторами, представленными в антологии.
Первоначально предполагалось включить их в состав антологии, но потом решили издать все это отдельной книжкой.
комментарии(0)