0
1204
Газета Поэзия Печатная версия

06.09.2023 20:30:00

Не бейся о стеклянную стену

Выборы, бабочки, звезды и лестницы

Тэги: поэзия, стихи, выборы, мейл, звезда, лестница


32-13-2480.jpg
Глорьяна Вебер голосует за поэтов и поэзию. 
Фото Петера Джиодани
из архива Глорьяны Вебер
Выборы

Избрала бы поэта. Пришла бы к нему

и отдала ему голос. Избрала бы его как тишину –

светлую, забытую и одинокую,

как неуслышанные слова всех поэтов – пролетариев,

срывающиеся с их губ, им нечем расплатиться за сказанное,

поэтому, если ты чувствуешь, как я служу тебе, заклинаю:

выбери мрачного, некрасивого, ободранного поэта, измученного работой,

рассыпанной по бумаге, он как росток на иссохшем лугу,

давай оплатим ему эти выборы – не какими-то деньгами,

а поэзией: брокер сказал, что злато подскочит в цене.

Посмотри же на них, на поэтов:

за кандидата от слова они отдали бы все свои ссуды, и долги,

слово, которым они воздают красоте – ей, сидящей где-то с краю:

где она нежно и трепетно, та, которую несет в себе неизбранный поэт, сможет его утешить;

это известно и без слов, что мы на одной стороне книги – тот, кто пишет, и я,

тот, кто читает, и нет между нами миграционных барьеров, границ

ядохимикатов, партий, валюты, пластмассовых пробок,

но и это еще не все; меж нами еще и то,

что раньше молчания, пустоты и заветной цели,

мы – как вода, которая заливает страницы книги,

чтобы смыть с них станки и орудия, нефть, автоматы, комфорт и материки,

а напоследок и сама речь ускользает за черной массой туда,

где нет ничего ни запаха, ни ритма, ни формы, и ты все еще веришь,

что именно там встретишь чудака поэта, обнимешь его –

мимолетно, это как краткий вздох или случайная радость, как воспоминание или дежавю,

все произойдет столь стремительно, что поэт исчезнет,

чтоб он не сбежал со мной, я оставлю его в фантазии,

ведь только там может быть избран кандидат от науки,

безработный, блестящий медальончик, спектакль в шкатулке,

человек, заменивший собой человека, родственника, земляка,

как все чужаки, свалившиеся с небес, растиражированные по сети.

Я и ты – как и он, верный себе, по странной прихоти не уживется со мной,

но только ему я рассказала бы, что в клавиатуре залипают

крошки, вздуваются вены, идеалы падают в грязь и что от бланка конторы

несет вонью рабочего дня станочницы, и потом ее безработного мужа,

запахом ее рук: потрогавшим игрушку, которую она не принесет из магазина,

и это не просто игрушка, а машинка ценой взгляда их малыша

накануне вечером. Только ему, поэту духа, без мышц и звезд на погонах,

я бы поведала, что мне получить квартиру помогли мои связи,

никаких поборов, расчетов, препятствий и бюрократии, просто так родители вселились на первый этаж. Он бы не возразил против бомбы,

ведь время без лазеек, аппаратов, глупых голов, лакеев, бриллиантина,

без дней рождения, праздников, посещений, поездок и шоколада так тягуче,

что стираются события, которым надо было произойти, чтобы полгода

без зарплаты минули как месяц. Жизнь банальной пустой планеты,

где живут жулики и олигархи, чудаки и мерзавцы, бюрократы и контрабандисты,

с дрессированными слонами, логическими расчетами, просто призрак

или всего лишь циничная песнь дня, покрытая льдом, а на ее верхушке,

как на ободранном стволе лесной сосны, высохшая и брошенная улиткой раковина,

с утраченными притязаниями, верно, так и должно оно быть

в этом выхолощенном мире, без домов, дверей, дорог, без поля и без событий:

только пространство, которое жизнь однажды выдернет из земли,

оставив на дне следы,

не в моей, а в твоей фантазии,

я избираю тебя, ведь себя мне избрать невозможно,

но эти стихи я могу нести за двоих.


Начало

Я села писать тебе мейл, а что получилось?

Только не надо опять говорить мне что это стихи!

Меж пустотами слов…

Наверное, я потом и сама не узнаю своих стихов.

Даже теперь, читая их, дивлюсь, – странные, отчужденные,

как если бы я их отправила в море – как корабли без экипажа,

а потом уверяла себя с изощренною логикой, что они возвратятся.

И пусть я знаю, что на палубе нет никого, никто не помашет с кормы,

никто не поднимет якорь, никто не забросит сеть и не пойдет на дно…

Только море и корабли – ничего иного.

Почему мы, люди, должны быть рядом для того, чтобы вещи имели смысл?

Это ли не бессмысленно? Мы должны нечто увидеть, и тогда оно существует,

нам всегда нужно что-то растревожить, записать, подписаться, отправить в путь,

чтоб возникли книги, чтобы потом возник – что? Поэт? Теория? Искусство?

Неужели и впрямь вещи без нас мертвы?

Где-то снаружи, где-то вдали, где-то в глубинах, где-то во вне,

быть может, прямо сейчас возникло нечто, в пустотах между слов…

***

Между тем, какая я есть,

И тем, кем я себя считаю, ночные бабочки.

Они и есть настоящая моя жизнь.

Я ловлю их дрожащей рукой

И одну за другой выпускаю в окно.

Я внимательно всматриваюсь в каждую из них.

Как они неустанно умудряются лететь на свет!?

Они все время ускользают из моих рук.

Наверно, мое сердце бьется слишком громко и пугает их.

На земле насчитывается 150 000 видов бабочек.

Пусть хотя бы одна летает рядом, иначе я не усну!

Она будет отбрасывать тень и трепетать крыльями в ночи,

Словно размытая картинка, которую невозможно рассмотреть.

Замри, пока я прицелюсь,

Не бейся о стеклянную стену.

Не шуми, смирись и жди,

Скоро взойдет луна

Между тем, что я есть, и тем,

Чем я себя считаю, – стеклянное окно.

А за ним ночная бабочка, словно звезда,

Стремительно летящая в глубину вселенной!

***

В жизни мы сильнее всего любим то,

Чего нам больше всего не хватает.

Если пришлось бы выбирать снова,

Ни за что не выбрала бы поэзию.

Уж лучше что-нибудь более позитивное!

Например – дерево перед домом,

а не пальма в кадке на лестнице –

она постоянно засыхает.

Иногда мы влюбляемся в иллюзию, в блеф…

Я несусь навстречу катастрофе, руки сжимают руль.

До столкновения один метр…

Кто увидит меня последним!?

Люди, о существовании которых я даже не знала,

Коснутся моего остывающего тела.

Им будет отдана моя последняя секунда!?

Для кого я буду первой и последней одновременно!?

Резко давлю на тормоза! Дорога сильнее меня.

Но она перестала быть главной, я забываю рулить

И возвращаюсь к моменту двухчасовой давности –

Ты стоишь у двери на лестнице.

Мы что-то сказали друг другу у засохшего дерева.

Но до аварии уже нет времени вспомнить

Кто сказал последние слова!?

Машины неожиданно расступаются, освобождая дорогу.

Я зажмуриваюсь и бегу к другой машине.

Ледяной озноб пронизывает все тело,

Едва расслышав шуршание листвы,

я кидаюсь в твои объятия

Так, будто между нами ничего не случилось.

Словения

Перевод со словенского Сергея Гловюка


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
612
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
541
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
690
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
176

Другие новости