0
2939
Газета Поэзия Печатная версия

02.08.2023 20:30:00

Поэт – это рифма миру

Юрий Цветков учит внимательному, бережному вслушиванию в слова собеседника

Тэги: поэзия, верлибр, синдром стендаля, пушкин, рефлексия, аскетизм, метаметафора


поэзия, верлибр, синдром стендаля, пушкин, рефлексия, аскетизм, метаметафора Сплетенные ветви – точно живые. Клод Моне. Берег Сены. Весна сквозь ветви деревьев. 1878. Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Хорошо, что стихотворный сборник Юрия Цветкова не обойден вниманием – на него уже вышло несколько рецензий. Хорошо, потому что, на мой взгляд, именно в нем квинтэссенция того нового, что появилось в российском поэтическом пространстве в последние десятилетия. И это новое не только в нередком теперь возвращении к «наиву» – Юрий Цветков этого тоже не избежал, и не столько в ориентации ряда пишущих на западный верлибр – в сборнике представлены переложения из Боба Дилана и малознакомой читателю Янувы Леон, – новое гораздо существеннее. Оно – в самом подходе к тому, что является поэзией.

Поэтическое творчество всегда связывалось с особым состоянием. Помните пушкинское: «И пробуждается поэзия во мне...» Вдохновение пробуждается в те минуты или часы, когда сознание переходит в «особый режим», между прочим, еще до конца не исследованный, поскольку «поймать» поэтическое вдохновение сложно: в сачке исследователя оно мгновенно умирает. Стихи узнавались сразу – даже интонационно. Мелодичность делала строки поэтов легко запоминаемыми. Но самое главное, поэзия представляла иное измерение, расширяющее и углубляющее реальность, а часто и возвышающее ее. И вот произошли (правда, затронув пока лишь часть поэтического поля) существенные изменения: для написания стихотворения теперь особого состояния сознания не нужно – поэтическое высказывание приблизилось и почти слилось со слегка ритмизованным сообщением, иногда чуть более интимным, чем обычная нейтральная речь. Или – со случайно вычлененной из потока сознания мыслью, которая может быть интересной (и в соцсетях тоже) и афористичной. Под видимой простотой способны скрываться философский подтекст или рефлексивное самопризнание. Так, у Юрия Цветкова:

Потом проснусь

(Со мной моя грусть).

Буду курить, думать

о литературе, вспоминать тебя.

Бывают дни, когда жизнь

удивительно ясна.

Стихи «Выбранных мест» не требуют и от читателя психологического перехода от обыденного к поэтическому, поскольку вписываются в эту обыденность, аскетично рефлексируя по ее поводу – с сожалением о ее конечности. Мысли о жизни и смерти – один из основных мотивов книги: «Сплетенные ветви безмолвно то вправо, то влево качаются,/ Будто живые, будто еще живей…». Укрупняясь и отделяясь от сиюминутного, тема смерти, очень важная для Юрия Цветкова, тоже не выходит за пределы мыслей обычного человека: «Не материальней, чем я, но они останутся» – это для всех и обо всем, – и способно найти отклик у любого собеседника, пусть и вовсе далекого от поэзии. Тем более что автор в ключе современного соцконтекста ставит жизнь выше искусства, признаваясь, что испытывал эмоциональное потрясение «перед жизнью/ Пожалуй больше чем перед произведениями искусства/ Ее чудо тайна и сила всегда больше». Это перевернутый «синдром Стендаля», о котором процитированное стихотворение.

Наверное, именно благодаря верности Юрия Цветкова жизни как таковой в его стихах все узнаваемо, все – вопреки жесткому времени – близко каждому. Поэт не боится признаться в нежном отношении к родителям, в боли за будущее своего слишком ранимого ребенка или в страхе смерти. Юрий Цветков очень искренен. И в нескольких деликатных строках способен выразить нюансы сложного переживания. Проступающая легкая «фобичность» ныне не только не скрывается, но даже становится модной:

Когда я написал стихотворение

про счастье,

долгое время не хотел

его публиковать.

Я человек суеверный.

Боялся сглазить. Заявлю,

и счастье закончится.

А привычная для большинства горожан неразбериха в делах у Юрия Цветкова – знак современной жизни, все дальше отклоняющейся от смыслового содержания:

К лету не готов,

Не написал планов,

Не перебрал вещей.

Потому что еще вчера

была зима.

А сегодня бац – и все, уже лето.

Всегда к тому, ради чего

живешь – не готов.

27-15-11250.jpg
Юрий Цветков. Выбранные
места– М.; СПб.:
«Т8 Издательские Технологии» /
«Пальмира», 2023. – 86 с.
(Серия «Пальмира – поэзия»).
Возможно, именно в «обычности» осторожного высказывания, в его сближении с повседневностью – самое существенное достоинство поэтики Юрия Цветкова. Но этого достоинства было бы, конечно, недостаточно, для того чтобы проговоренные слова стали стихами. А они, без сомнения, ими стали, порой обретая глубокий смысл. Такой смысл можно при особом желании найти в реальном или виртуальном разговоре, и поэтому Юрий Цветков невольно учит внимательному, бережному вслушиванию в слова собеседника, вглядыванию в него, сохранению тонкой несловесной связи с ним:

Слова – прошуршавшая мышь

Лишь.

А чувство осталось в глазах,

И влагой на теплых губах,

Да, может, украдкой в пожатии

рук.

Субъект поэтического высказывания Юрия Цветкова вообще человек затаенной чувствительности и лирической светотени. Будней громадье явно не для него. Несмотря на его внимание к обычному, проступает нежелание слиться с многоэтажной усредненностью, кажущейся чудовищным отрицанием ценности человеческой индивидуальности. Автор верит «в исключительность человека». И грустит, что «исключительность» упирается в некий предел:

Вот я смотрю на нашего

кота.

Вроде он как человек – все

понимает,

а выпрыгнуть из себя не может.

Так и мы – люди.

Это четверостишие еще и о человеке, сокрытом в себе самом, спрятанном в строках стихов. Есть что-то затаенное и в приятной обложке книги, гармонирующей с ее негромким содержанием.

Иногда Юрий Цветков вспоминает о рифме:

«Сезон дождей рождает любовь правомерно,/ Сезон дождей спасает меня от скверны». Но и рифма в книге, не стремясь к точному приему, тяготеет к незамечаемым созвучиям обычной речи. Интересно, что сама тема созвучия внезапно гиперболизируется, выводя поэзию за пределы «особого измерения» и «особого состояния», обращая ее в неотъемлемое свойство самой жизни:

Здесь рифмуется все:

Земля и небо, воздух и хлеб,

Страсть и вода, огонь

и забвенье.

Скучен, кто этого не замечает.

Действительно, может,

не видит.

Мне говорят: тяжело быть

поэтом.

Я отвечаю: быть нельзя

не поэтом.

В лирическом обобщении, по сути, скрыта метаметафора: поэт – это рифма миру.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
4259
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
3858
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2955
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
2359

Другие новости