Тургенева любили деятели подполья, хотя стихов, где действуют персонажи его произведений, совсем немного. Алексей Харламов. Портрет писателя И.С. Тургенева. 1875. СПб., Государственный Русский музей |
Самой заметной вариацией на тургеневские темы можно, пожалуй, считать «Роман в письме» Михаила Файнермана, опубликованный в первом номере «Нового литературного обозрения»:
Тургеневский герой редко бывает счастлив.
Он мучается, его любят, он не может понять,
как ему быть. Или зависит от женской любви,
как от неволи.
Если он тонок, он не в силах верить…
Так начинает свой поэтический анализ автор. Он пытается ответить на вопрос: как соотносится человек XIX столетия и современник? Это одни и те же люди или между ними лежит пропасть? Ответ такой:
Идеи менялись, меняли местами порядок –
и мы всё так же любим,
как люди тех времен.
Так же боимся тьмы, так же поражаемся
пророчеством.
Если верить словам – ничего этого не должно
было бы быть:
мы по ту сторону слов.
Онтологически ничего не изменилось, констатирует Файнерман. Он с улыбкой глядит на своего ровесника, спрашивает:
Где человек? Отзовись, товарищ!
Как у тебя с работой? Есть что делать?
Есть куда бежать?
Автор переводит взгляд в прошлое. Что там?
Героиня зажигает папиросу,
на Офицерской,
в Петербурге,
сто двадцать лет назад.
Она осталась собой?
Так же нелепо деятельна?
Так же мило тоскует?
Да, согласно Файнерману, на глубине все то же:
Пока желания есть, герой живет.
Дышит, надеется,
верит, чем может…
Файнермановские размышления, безусловно, коррелируют с разговорами о смысле жизни, звучащими в произведениях Тургенева.
Иногда мы встречаем отсылки к этим самым произведениям. Скажем, Иван Ахметьев вспоминает хрестоматийный роман «Отцы и дети»:
лобзай меня
твои лобзанья
мне слаще мира
и войны
//войны и мира
отцов и детей
мертвых душ
и бедных людей//
У Сергея Кулле среди стихов 1976 года помечено и такое: «Когда отыщется на карте Бежин Луг».
Отдельно стоит сказать о «Стихотворениях в прозе», которые близки к тому, что позднее в культурном подполье выльется в «Опыты не в стихах». Литературоведы говорят о миниатюрах Тургенева как о литературной форме, где литературный принцип развертывания речи сочетается с краткостью и лирическим пафосом, свойственным поэзии. В статике дело именно так и обстоит. Но в динамике опусы ходят по грани. Не случайно один из них превратился в стихотворение, ушел в народ, стал популярным романсом. Конечно, это «Утро туманное», часто звучавшее по радио, в концертном исполнении и даже у походных костров. Отголосок популярности этого текста – строчки Ивана Тайлова:
«Утро холодное, утро туманное…»
ты прошептала почти безмятежно.
Героиня неточно цитирует первую строчку. Она погружена в осень, в дальние дали. И чувствует приближение смерти.
Иногда сам писатель становится объектом лирического высказывания. Чаще всего такой поэтический ход мы находим у Юрия Кублановского. Вот и в стихотворении 1976 года «Второй Зачатьевский... Тумана пелена» мы замечаем нашего классика вместе с Полиной Виардо:
Второй Зачатьевский… Лазейка, желобок,
калиточки из пластилина.
Стреляя зонтиком, выходят на порог
Иван Тургенев и Полина.
Поэт переводит взгляд на себя – и совершает прыжок во времени:
*
Когда-нибудь, вот так – и я седой, как лунь,
со скрипом бережно возьму тебя под ручку.
Ты скажешь: «Благодать. Проспали весь июнь».
И перепутаешь – приняв Муму за Жучку.
Тургеневская «Муму», чеховская «Жучка» и русский писатель с итальянской певицей в Москве – вот они, насельники стихотворения Кублановского.
Известно, что Тургенев всю жизнь поклонялся певице Полине Виардо. Это была платоническая любовь. Впрочем, если обратиться к науке того времени, то эту любовь можно описать с точки зрения психиатрии. Врач Лезагю, о чем пишет Жиль Делез, выделил в 1877 году эксгибиционизм в отдельную область медицины. Но при изложении своего открытия он начал не с примеров явного эксгибиционизма. Он начал со случая человека, ежедневно повсюду преследующего одну женщину: «Его роль ограничивалась лишь тем, чтобы быть тенью этой женщины». Лезагю исподволь пытается дать понять читателю, что этот человек полностью отождествился с пенисом. Не будем дальше углубляться в тему. Просто отметим, что идиллия, которую создает Кублановский, имеет и другие горизонты.
комментарии(0)