Геннадий Фролов. Стихотворения и поэмы. – М.: Буки Веди. 2023. – 588 с. |
Десяток книг за прожитую жизнь – это не так много. Поначалу спокойные названия – «Сад», 1982; «Месяцеслов», 1992; потом более резкие – «Вавилонская башня», 1992; «Невольные мысли», 1997 и уже знаковое – «Не свое время», выдержавшее, однако, два издания – 2011-го и 2012-го, ибо многие ощущали это время как не вполне свое. Однако тон здесь задавала именно любовная лирика, которая всегда пытается высветить именно свое, личное время…
После более чем 10-летнего перерыва – посмертное полное издание. Здесь мы без всякого сомнения находим серьезного эпического и прежде всего лирического поэта, наследника традиции Тютчева, Алексея Толстого, Ивана Бунина. Недаром он был некогда отмечен премиями Афанасия Фета и Константина Бальмонта. Ощутимы и религиозные, православные мотивы, он был в последние годы членом «Императорского православного палестинского общества», а его влиятельным другом был Николай Николаевич Лисовой (1926–2019), богослов, историк церкви и замечательный поэт. Отсюда и видение нашего прекрасного и мимолетного места во Вселенной: «Как мир этот Божий, где мы,/ Хотя и видны пока,/ Не более, чем поэмы/ Зачеркнутая строка». Здесь вспыхивает собственное место осуществленного и неосуществленного творческого порыва, претендующего на свершение и совершенство. Дальше уже раздумья о вечности-времени, о том, что уходит в историю и тем не менее взывает к нашему слуху: «Я ж не зря повторяю сейчас,/ Поднимая тяжелые веки,/ Что лишь то не изменится в нас,/ Чего больше не будет вовеки.// Что, казалось бы, истреблено,/ Среди общего смрада и блуда,/ А сокрылось, как Китеж, на дно,/ Чтобы звоном тревожить оттуда». Удивляет иногда редкая сегодня диалектическая слаженность его поэтического устремления, его поэтическая философия. Недаром первое представление этой его книги произошло в таком святом месте, как Дом Лосева. Когда мысль касается того, что было и что будет, время исчезает из своей грамматической категории и становится для себя самого загадкой, в бесконечности чреватой парадоксальным решением:
Было время, что не было времени,
Будет время – его и не будет.
O себе, об отчизне, о племени,
Отряхнувшись, душа позабудет.
И пространство, воронкою скручено,
Сдавит в атом светила с планетами.
И вопросы, что так нас измучили,
Наконец-то сольются с ответами.
Вопросы, схожие с теми, что задавал себе Заболоцкий в знаменитом стихотворении «Когда вдали угаснет свет дневной…». И опять-таки – небо величиной с «атом», небо с овчинку! Сейчас бы сказали, что речь идет о возвращении в сингулярность. И все же это не «вневременные стихи», поскольку под ними так же, как почти под многими другими, Фролов ставит точную дату: 18 сентября 1990 года! Время отмечено, и оно непреходяще! А вот года три спустя – 8 ноября 1993 года – простая синица дает поэтическое доказательство актуального бессмертия:
Засыпаю, крепко сплю,
и снится,
Что я сплю у вечности в руке
И поет мне звонкая синица
На своем синичьем языке;
Словно бы внушить пытаясь
песней,
Повторяя простенький напев,
Что не будет смерти,
что воскресли
Мы, еще родиться не успев.
А совсем недавно вышло еще его небольшое избранное – «Дай мне гнева и любви», выпущенное также стараниями жены поэта Инны Фроловой.
комментарии(0)