0
3801
Газета Поэзия Печатная версия

12.04.2023 20:30:00

Вам есть что давать людям…

Ольга Веригина любила цветы, поэзию и еще вышивание икон

Тэги: поэзия, история, россия, эмиграция, религия


12-15-1480.jpg
Ольга Веригина. Франция, 1930.
 Иллюстрация из книги
Больше всего она любила цветы, поэзию и еще вышивание икон. В своих изумительных работах Ольга Веригина передавала различные сцены Евангелия, распятия, лики святых. Глубоко верующий человек, студентка богословского факультета Белградского университета, она получила высокую оценку православного философа ХХ века Василия Зеньковского. Он писал ей: «Господь дал Вам большую, и умную, и тонкую, и сильную – яркую душу, но, конечно, всего важнее в Вас эта твердая преданность Христу. Вам есть что давать людям. Идите же, расспрашивайте о жизни, поделитесь чем-либо своим».

Впоследствии в Париже Ольга Михайловна стала одной из учредительниц в Париже Свято-Сергиевского православного института.

А до этого была благословенная жизнь в России, детство в семье помещика и цыганской певицы. 1917 год, бегство из Крыма, Сербия, потом Франция.

Она долго размышляла над выбором своей дороги жизни, ее необыкновенно уважали священнослужители и прихожане Русской православной церкви. Все, кому удавалось повстречаться с этой удивительной женщиной, от которой, казалось, буквально исходил какой-то свет. И все-таки она не решилась связать свою судьбу с монастырем и вышла замуж за инженера Алексея Можайского. Тоже, естественно, эмигранта, да еще трижды раненного в белой армии. Венчал их знаменитый пастырь и философ русского зарубежья о. Сергий Булгаков.

Еще в Сербии она приезжала в Хопов монастырь, где стала очень близка со знаменитой игуменьей матерью Екатериной (графиней Ефимовской). Там она овладела феноменальным мастерством вышивальщицы.

12-15-11250.jpg
Ольга Веригина. «Идти
непросторной дорогой…»
Дневники. Стихотворения. – М.:
Русский путь, 2022. – 318 с.
Во время фашистской оккупации Веригина и ее муж действовали в соответствии со своими убеждениями, прятали евреев, помогали Сопротивлению. После войны несколько лет Алексей Можайский работал в Пакистане, затем с женой жил в Греции. В 1992-м он ушел из жизни, Ольга Михайловна последовала за ним в 1998-м.

Казалось бы, обычная судьба русских эмигрантов. Однако Ольга Веригина писала стихи. Чистые, светлые. Такие, какой была и ее жизнь. «Все былое стало ложью,/ И дороги бездорожьем/ Разбегались в небытие,/ Жизнь осталась горстью малой,/ А душа не принимала/ Все прошедшее свое».

А еще она вела дневник, который начала еще в 1916 году.

И вот сегодня эти записи, которые так много дают для понимания страшной атмосферы революции, Гражданской войны и изгнания, а также стихи Ольги Михайловны увидели свет. Усилиями ее сына и культуролога Людмилы Артамошкиной. Читатели получили возможность погрузиться в мир мыслей и сомнений этой замечательной женщины.

Перед нами пройдут картины эвакуации из Крыма на переполненных кораблях, жизнь в Сербии, организация Русской православной церкви Заграницей на Балканах и во Франции. И размышления о Боге и вере, которые Ольга Михайловна пронесла через весь отпущенный ей срок. Она никогда не сдавалась, и ее книга, уверен, найдет своих читателей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Знание свидетеля событий

Знание свидетеля событий

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

95 лет со дня рождения историка Натана Эйдельмана

0
2901
Бегом от венца!

Бегом от венца!

Алексей Рябцев

К юбилею «невероятного происшествия», описанного Гоголем в «Женитьбе»

0
1361
Среди дыма и огня

Среди дыма и огня

Виктор Леонидов

Русские казаки на острове Лемнос: в поселке Калоераки, у города Мудрос и в деревне Портиану

0
1585
Читать без чувств

Читать без чувств

Марианна Власова

Ярмарка интеллектуальной литературы порадовала новинками и дискуссиями

0
1549

Другие новости