0
3694
Газета Поэзия Печатная версия

12.04.2023 20:30:00

Соловей на розе

Пушкин в отличие от своих современников-англичан певчих птиц не особенно жаловал

Тэги: птицы, пушкин, поэзия, англия, германия, романтики


12-14-1480.jpg
Пойдем соловушек послушать… Михаил
Нестеров. Русская женщина на берегу озера,
или Соловей поет. 1918. Частное собрание
После роз впору перейти еще к одной навязчивой теме литературы предшествующего времени. Если «Хаджи-Мурат» (смотри нашу предыдущую публикацию) начинался с подробного перечисления полевых цветов, то заканчивался он так: «Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защелкали, сперва один близко и потом другие на дальнем конце. Вот эту-то смерть и напомнил мне раздавленный репей среди вспаханного поля». Соловьи проходят у Толстого через всю повесть: «…ударили в уши свисты и щелканье сразу нескольких соловьев из сада… В сенях еще громче и чаще, чем с вечера, слышны были заливавшиеся перед светом соловьи… опять слышалось только соловьиное чмоканье и свист из сада… Соловьи не замолкали…. Соловьев в Нухе было особенно много». Что означает цветок репейника, упомянутый вначале, граф разъяснил, но почему соловьи?

Жизнь того времени была бедна не только красками и запахами, откуда и проистекал культ цветов, но и приятными звуками. Их жажду утоляло птичье пение. Недаром на Востоке возникла поэтическая пара «Соловей и Роза». Роза почиталась символом цветов, а соловей – певчих птиц. Для человека XIX века поющая птичка в клетке была как катушечный, а после кассетный магнитофон нашего детства. (Сегодняшний подросток – смотрю на свою шестнадцатилетнюю дочь – вряд ли своими устами произнес хоть раз в жизни слово «магнитофон».) Но клеток на всех не хватало, канареек начали массово разводить лишь к концу столетия, лучшие певчие соловьи стоили до 1200 рублей, так что и на лоне природы слушали пернатых жадно: «И вас в ту рощицу свожу – Пойдем соловушек послушать».

Поэтому не случайно ставшие «визитками» стихотворения поэтов обращены к вольным птахам – «К Кукушке» Вордсворта, «Соловей» Кольриджа, «К жаворонку» Шелли, «Ода к соловью» Китса, «Дрозд в сумерках» Харди. Напротив, заключенных в клетку принято было жалеть – как Лев Толстой в «Птичке» и в истории про Варю и чижа и противопоставлять поющим на воле.

Птицу очеловечивали – невозможно представить сегодняшнее стихотворение «К магнитофону», девайсу человеческие черты не придашь. Поэзия сливалась с музыкой в романсах «Соловей» Алябьева на слова Дельвига и в «Жаворонке» Глинки на слова Кукольника. Солдаты, маршируя, бодро распевали: «Соловей, соловей, пташечка, Канареечка жалобно поет».

Жаворонки шли сразу за соловьем в рейтинге популярности. У немецкого романтика Эйхендорфа die Lerchen присутствуют чуть не в каждом втором стихотворении. А кто сегодня их слышал? Для нас они как чибисы, что у дороги – как эта птица выглядит? Поэт-песенник Антон Пришелец вышел из крестьян, и ему-то чибис был знаком.

Пушкин в отличие от своих современников-англичан певчих птиц не особенно жаловал, он вообще не был меломаном. Хотя у него есть стихотворения «Соловей и роза», «Соловей и кукушка» с тонким наблюдением: «Весны певец разнообразный/ Урчит, и свищет, и гремит», и перевод «Соловья» с сербского, и «В те дни, когда мне были новы/Все впечатленья бытия –/ И взоры дев, и шум дубровы,/ И ночью пенье соловья», его главная птица – это орел, олицетворяющий свободу, и безымянная «Птичка», означающая то же.

Русская поэзия XIX века шла по пути Пушкина и шедевров о голосистых пернатых не создавала; упоминала их нередко, но как-то между делом и без вдохновения. У Лермонтова соловей в стихах встречается лишь трижды как фигура речи. И про любовь ему должен был петь всю ночь и весь день некий «сладкий голос», но не сказано, что соловьиный.

У Кольцова есть «Соловей» с подзаголовком «Подражание Пушкину», очень «пушкинский» по языку, на тему соловья и розы, но соловей в нем, как и у Александра Сергеевича, только аллегория. У Тютчева и Фета лишь банальный перепев: «Не о былом вздыхают розы/ И соловей в ночи поет», «Я дремлю, но слышит Роза соловья». «Соловьи» Некрасова совсем невыразительны, но хоть обошлись без розы.

Русская проза лучше справилась с задачей воспевания соловья. Про «Хаджи-Мурата» мы уже упомянули, а про 1200 рублей за птичку взяли из очерка Тургенева «О соловьях», представляющего собой одновременно и трактат о соловьином пении и о ловле певцов, и блестящую обработку устного рассказа орловского крестьянина. Прекрасно писали про соловьев, жаворонков и прочих чижей Сергей Аксаков и Антон Чехов.

Во времена появившихся граммофонов Блок по инерции сочинил «Розу и соловья», но его настоящая птица – кружащий коршун. После революции 1917 года Багрицкий мог еще хвастать: «Любовь к соловьям – специальность моя,/ В различных коленах я толк понимаю», но эпохе это было уже не нужно, что и услышал «Асеев Колька», срочно подсуетившийся со сборником «Стальной соловей» – апофеозом победы машины над живой природой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1708
Озер лазурные равнины

Озер лазурные равнины

Сергей Каратов

Прогулки по Пушкиногорью: беседкам, гротам и прудам всех трех поместий братьев Ганнибал

0
720
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
727
У нас

У нас

0
702

Другие новости