Холодным яблоком хрустеть… Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. Виноград и яблоки. 1921. Национальная галерея Армении, Ереван
Холодным яблоком хрустеть,
Поехать на деревню к дяде,
Покуда луч на бересте
И у дубов рыжеют пряди...
И медведи, и Евдокия, и рисунки автора – самое лучшее предисловие к сборнику Алены Бабанской. Но начать хочется не совсем со стихов, поскольку у Алены все превращается в стихи. Ненавязчиво, как бы само собой. И ее подмосковная Кашира, где она родилась, с крылатым змием Зилатом на гербе, и станица Кочетовская, откуда она приезжает в Москву на Кантемировскую с орехами (приехали с орехами), вином и абрикосовым вареньем.
Наш Господь, выходящий
из комы,
Просыпается первым дождем.
Никогда не узнаете, кто мы.
Мы в зеленые книги уйдем...
Все как-то неслучайное в жизни случается само собой. И то, что мои корни почти оттуда же, из станицы Пролетарки, и что я оканчивал в свое время тот же филфак МГПИ имени Ленина. И стихи Алены помню со времен работы в журнале «Литературная учеба». Как учила Анна Андреевна, все в стихах должно быть некстати.
Сборник, медведи, стихи и стихия Бабанской, оказалось, хорошо забытое прошлое. Хорошо, что незабытое. Потому что стихи Алены Бабанской высокой пробы, почти гуашь (точнее, тушь), как ее собственноручные рисунки. Как и всякий нормальный филолог, Алена не работает филологом, но живет словом:
Пускай нас били и ломали,
Чтоб каждый с виду был
нормален,
Мы запирали в сундучок:
Ты – скрипочку, а я – смычок.
Но если вытащить иголку,
То будет тихо и не больно.
Такая будет благодать,
Что можно скрипочку
продать.
Алена Бабанская. Медведи средней полосы.– Екатеринбург: Евдокия, 2023. – 132 с. |
Ты тоже оседаешь, тая,
Плененный замыслом творца.
И в воздухе любовь витает,
И ранит, ранит без конца...
Все, как говорят футбольные комментаторы, на тоненького. Но в этом тонком, почти неразличимом в нашей жуткой круговерти звуке и плане и есть стихия Бабанской.
Ее поэтический рисунок точен, карандашный росчерк не резок, но мягок, стихи словно слагаются сами собой:
Мне с этого крыльца
Понятно все и ясно:
У неба два конца,
Посередине – ястреб...
Почти пришвинская точность, поэтичность и краткость. Почему почти? Потому что все же стихи Алены Бабанской особенные, ни на что не похожие. Как бы сейчас написал журнальный критик, неправильные. Некстати написанные.
Не о том надо писать. И не так. Кто же нынче пишет с прописной и со знаками препинания? А филолог, который в нас жив, не может. Или не хочет. И правильно делает!
Ах, боже мой, какая проза:
Опять прокуренный вагон.
Слепые пальцы
виртуоза
За душу рвут аккордеон!
Холодным яблоком
хрустеть…
комментарии(0)