0
8119
Газета Поэзия Печатная версия

01.03.2023 20:30:00

Слепые пальцы виртуоза

Стихия напряженной тишины, написанная некстати

Тэги: поэзия, тушь, гуашь, кашира, ахматова, филология


поэзия, тушь, гуашь, кашира, ахматова, филология Холодным яблоком хрустеть… Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. Виноград и яблоки. 1921. Национальная галерея Армении, Ереван

Холодным яблоком хрустеть,

Поехать на деревню к дяде,

Покуда луч на бересте

И у дубов рыжеют пряди...

И медведи, и Евдокия, и рисунки автора – самое лучшее предисловие к сборнику Алены Бабанской. Но начать хочется не совсем со стихов, поскольку у Алены все превращается в стихи. Ненавязчиво, как бы само собой. И ее подмосковная Кашира, где она родилась, с крылатым змием Зилатом на гербе, и станица Кочетовская, откуда она приезжает в Москву на Кантемировскую с орехами (приехали с орехами), вином и абрикосовым вареньем.

Наш Господь, выходящий

из комы,

Просыпается первым дождем.

Никогда не узнаете, кто мы.

Мы в зеленые книги уйдем...

Все как-то неслучайное в жизни случается само собой. И то, что мои корни почти оттуда же, из станицы Пролетарки, и что я оканчивал в свое время тот же филфак МГПИ имени Ленина. И стихи Алены помню со времен работы в журнале «Литературная учеба». Как учила Анна Андреевна, все в стихах должно быть некстати.

Сборник, медведи, стихи и стихия Бабанской, оказалось, хорошо забытое прошлое. Хорошо, что незабытое. Потому что стихи Алены Бабанской высокой пробы, почти гуашь (точнее, тушь), как ее собственноручные рисунки. Как и всякий нормальный филолог, Алена не работает филологом, но живет словом:

Пускай нас били и ломали,

Чтоб каждый с виду был

нормален,

Мы запирали в сундучок:

Ты – скрипочку, а я – смычок.

Но если вытащить иголку,

То будет тихо и не больно.

Такая будет благодать,

Что можно скрипочку

продать.

7-15-12250.jpg
Алена Бабанская. Медведи
средней полосы.– Екатеринбург:
Евдокия, 2023. – 132 с.
В стихах Алены поют паузы и намеки («но можно рукопись продать»). Вот эта недосказанность, напряженная тишина, когда автор вроде бы и не настаивает на своей реальности, как это делают многие стихотворцы, пишущие словно по обязанности, где фигура автора выдвигается на первый план, а стихосложение – на второй, если не на десятый, очень поэтического свойства. Как будто бы вышедшая из того самого молчания, когда поэтесса двенадцать лет ничего не писала:

Ты тоже оседаешь, тая,

Плененный замыслом творца.

И в воздухе любовь витает,

И ранит, ранит без конца...

Все, как говорят футбольные комментаторы, на тоненького. Но в этом тонком, почти неразличимом в нашей жуткой круговерти звуке и плане и есть стихия Бабанской.

Ее поэтический рисунок точен, карандашный росчерк не резок, но мягок, стихи словно слагаются сами собой:

Мне с этого крыльца

Понятно все и ясно:

У неба два конца,

Посередине – ястреб...

Почти пришвинская точность, поэтичность и краткость. Почему почти? Потому что все же стихи Алены Бабанской особенные, ни на что не похожие. Как бы сейчас написал журнальный критик, неправильные. Некстати написанные.

Не о том надо писать. И не так. Кто же нынче пишет с прописной и со знаками препинания? А филолог, который в нас жив, не может. Или не хочет. И правильно делает!

Ах, боже мой, какая проза:

Опять прокуренный вагон.

Слепые пальцы

виртуоза

За душу рвут аккордеон!

Холодным яблоком

хрустеть…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
400
Озер лазурные равнины

Озер лазурные равнины

Сергей Каратов

Прогулки по Пушкиногорью: беседкам, гротам и прудам всех трех поместий братьев Ганнибал

0
730
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
737
У нас

У нас

0
712

Другие новости