0
4448
Газета Поэзия Печатная версия

28.12.2022 20:30:00

Тело языка и язык тела

Живая лаборатория авангардных стихотворных штудий

Тэги: поэзия, авангард, велимир хлебников, заумь, тютчев, хармс, блок, ахматова


поэзия, авангард, велимир хлебников, заумь, тютчев, хармс, блок, ахматова И в авангарде есть свой порядок и схема. Василий Кандинский. Желтое-красное-синее. 1925. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж

Стильно изданный в альбомном формате сборник «Универсум» – своеобразный итог 50-летней деятельности в литературе поэта, перформера, литературоведа, теоретика и практика авангарда, основателя и президента Международной Академии Зауми Сергея Бирюкова. Эту книгу, как и следовало ожидать, поэт посвятил памяти поэтического реформатора XX века Велимира Хлебникова (в сборнике есть целый цикл «Хлебниковиана»). Вот как излагает Бирюков свое отношение к Председателю Земного Шара: «Велимир Хлебников манифестировал тезис о Слове как таковом. И он же изобрел слово «словесо», в котором мы слышим слово, помещенное или обращенное в колесо. Звуковая оболочка слова материальна, поэтому слова, произнесенные определенным образом, имеют заклинательную силу. Слово ведет за собой слово – и образуется Текст…»

49-13-13250.jpg
Сергей Бирюков. Универсум:
Стихи, композиции, визуалы,
микродрамы / Послесл.
Н.А. Фатеевой– М.:
Б.С.Г.-Пресс, 2022 – 400 с.
В «Универсум» вошло разножанровое избранное из всего написанного автором за полвека. В книге пять разделов, которые включают стихи, визуальные работы, пьесы. Все, кто знаком с творчеством Сергея Бирюкова, знают, что оно как бы балансирует на грани между звуковым и визуальным письмом: при этом создается цельный образ, в котором звук и изображения, взаимодействуя как инь-ян, образуют единое целое. Так, в стихотворении «Стихи для зевающих» мы читаем: «а-а-а-а-а-А-А-А-А-А/ постепенно расширяя/а – – – – – – – – – – – – – – – – а/ расширяя сразу/ мгновенно/ одним зевком/ и захлопнуть рот/ ОМ/ М-М-М-м-м-м-м-м-м-м-мм – м-м/ мычать тиии-хо…» Тут звучащее слово старается найти свой графический образ, и это рифмующееся «зевком – ОМ» ощутимо прямо-таки на физическом уровне. Здесь мы можем наблюдать некоторую наукообразность, подачу стихотворения через схему, которая, однако, не иссушает, а рисует на бумаге схематичный абрис.

«Универсум» – книга живого экспериментального авангарда. Сергей Бирюков, используя опыт предшественников (как авангардистов, так и классиков), создает лабораторию, в которой ведет сиюминутную беседу с ними, налаживает волновую связь с прошлым, где происходят неожиданные смысловые, звуковые, интонационные сближения. В стихотворении «В, Д, А, О, И» происходит виртуозная игра с инициалами поэтов, превращающимися в союзы и междометия: «А Блок А?/ А Белый?/ И Северянин/ И Игнатьев…/ А Введенский?/ И Бехтерев!/ Д`Хармс!» Герман Лукомников написал лаконично: «А я чуть чего/ Читаю Тютчева». Бирюков раздвигает возможности звуковых частот, заходя уже на территорию зауми: «Веч тют/ Весь тут/ Туч чуть/ Чутев/ Чутчев/ Чев тут чев/ Веч чев чуть/ тюююютчееев». В книге немало вещей, «в работе» представляющих технологию поэтического творчества, есть также произведения в духе поставангарда, конкретизма и концептуализма.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Тоска по миру гармонии

Тоска по миру гармонии

Мария Бушуева

Автопортрет Бориса Кутенкова, перерастающий границы личного

0
738
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1075
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1016
Над ним луч солнца золотой

Над ним луч солнца золотой

Елена Скородумова

Где именно Михаил Лермонтов написал акварель «Морской вид с парусной лодкой»

0
802

Другие новости