И в авангарде есть свой порядок и схема. Василий Кандинский. Желтое-красное-синее. 1925. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Стильно изданный в альбомном формате сборник «Универсум» – своеобразный итог 50-летней деятельности в литературе поэта, перформера, литературоведа, теоретика и практика авангарда, основателя и президента Международной Академии Зауми Сергея Бирюкова. Эту книгу, как и следовало ожидать, поэт посвятил памяти поэтического реформатора XX века Велимира Хлебникова (в сборнике есть целый цикл «Хлебниковиана»). Вот как излагает Бирюков свое отношение к Председателю Земного Шара: «Велимир Хлебников манифестировал тезис о Слове как таковом. И он же изобрел слово «словесо», в котором мы слышим слово, помещенное или обращенное в колесо. Звуковая оболочка слова материальна, поэтому слова, произнесенные определенным образом, имеют заклинательную силу. Слово ведет за собой слово – и образуется Текст…»
Сергей Бирюков. Универсум: Стихи, композиции, визуалы, микродрамы / Послесл. Н.А. Фатеевой– М.: Б.С.Г.-Пресс, 2022 – 400 с. |
«Универсум» – книга живого экспериментального авангарда. Сергей Бирюков, используя опыт предшественников (как авангардистов, так и классиков), создает лабораторию, в которой ведет сиюминутную беседу с ними, налаживает волновую связь с прошлым, где происходят неожиданные смысловые, звуковые, интонационные сближения. В стихотворении «В, Д, А, О, И» происходит виртуозная игра с инициалами поэтов, превращающимися в союзы и междометия: «А Блок А?/ А Белый?/ И Северянин/ И Игнатьев…/ А Введенский?/ И Бехтерев!/ Д`Хармс!» Герман Лукомников написал лаконично: «А я чуть чего/ Читаю Тютчева». Бирюков раздвигает возможности звуковых частот, заходя уже на территорию зауми: «Веч тют/ Весь тут/ Туч чуть/ Чутев/ Чутчев/ Чев тут чев/ Веч чев чуть/ тюююютчееев». В книге немало вещей, «в работе» представляющих технологию поэтического творчества, есть также произведения в духе поставангарда, конкретизма и концептуализма.
комментарии(0)