0
1571
Газета Поэзия Печатная версия

07.12.2022 20:30:00

Словно кратер отверст

Поэтика суровой откровенности и эмпатии

Тэги: верлибр, лаконизм, германия, автобиография, эмпатия, гуманизм, афоризмы, философия


верлибр, лаконизм, германия, автобиография, эмпатия, гуманизм, афоризмы, философия Вальдемар Вебер. Формулы счастья. Из неопубликованного. Стихотворения, стихи в прозе, малая проза, очерки.– М.: Летний сад, 2022. – 150 с.

Вышла новая книга Вальдемара Вебера. У поэта, прозаика и переводчика, живущего по большей части в Германии и пишущего на русском и немецком языках, это пятая книга на русском. В 1970-е годы Вебер был известен в литературном неофициальном кругу не только как переводчик немецкой поэзии, но и как поэт.

Однотомник «Формулы счастья» вмещает произведения с конца 1950-х до сегодняшних дней, не публиковавшиеся прежде. Книга многожанровая, но мне, знающей и ценящей и предыдущие публикации, и автобиографическую прозу автора, хочется сказать прежде всего о корпусе поэтических текстов.

Для меня поэзия Вебера – всегда переживание доверительной вести, пробуждение состояний поэтической молодости. Тексты его мне всегда интересны. Сюжеты от первого лица, тайны биографии. Сдержанность и недоговоренность, зажигающие в читающем его собственные воспоминания. Отказ от любой словесной и смысловой игры. И – для меня главное – у автора самый большой «спрос» – с себя…

Эти стихи гораздо больше просто правды жизни. Даже и в минималистических вещах – ощущение настоящего времени как продолжающейся истории. Возможно, на нынешнее их восприятие, даже если они написаны давно, влияет контекст нашей действительности, драматизм европейской жизни последних лет.

В текстах Вебера при всей несентиментальности есть подлинные чувства: страдание и сострадание к живущим и умершим, настоящая эмпатия, органически присущий ему гуманизм. Это свойство теперь называют с иронической улыбкой, ведь все слова дискредитированы. Его строки хочется запомнить и цитировать. Как прочно запоминаются его нечастые метафоры, когда, например, в стихотворении «Сожженный германский город» автор видит себя в нем: «почтовый голубь// c посланием,/ которое некому передать…».

Несмотря на лаконизм и даже аскетизм письма, стихотворения очень емки. Поразительна трансляция видимых образов, кадров. Хотя художественные средства сознательно ограничены, от этого скупого на слова текста включаешься почти телепатически, но – видишь! Потрясающие признания, моменты нетривиального жизненного опыта, экзистенциальные открытия… Вот начало стихотворения, посвященного Виталию Штемпелю, оно саркастически названо «Повезло»:

Наше счастье, что мы –

не сыны палачей,

что мы – из семьи убитых,

оклеветанных и забытых,

что не надо нам

опускать очей,

повстречавши однажды

потомков жертв,

у которых в груди

словно кратер отверст...

А вот о комплексе неполноценности, наследии долгого унизительного существования, когда человек пытается как-то оправдать свою социальную и духовную недееспособность, осознаваемую, но неизбываемую в целых поколениях советских людей: «Барменша за стойкой/ терпеливо внимает рассказам/ измотанных жизнью женщин,/ рассказам мужчин,/ заходящих в бар незаметно,/ как невидимки,/ чтоб через час или два/ уйти с геройской осанкой./ В который раз она слышит слова,/ те, что чаще всего говорят,/ головою склонившись на стойку,/ говорят,/ «кабы», «если бы», «лучше б», «надо бы»,/ жизнь несостоявшихся,/ жизнь в сослагательном наклонении»…

Много горечи в стихах, но эмпатия как осознанное сопереживание мукам других людей очищает чувство безнадежности. Выразительность поэтического письма приводит читающего эти, казалось бы, бесстрастные строки, к моменту утоления печали и душевного восторга с благодарностью за то, что так точно, так хорошо сказано. Неожиданная красота, даже и красота безобразного обнаруживается как некое волшебство, которое поначалу трудно здесь предположить. Житейские реалии вдруг выходят в экзотические образы, в символы, кажутся многозначными. Таково «Чаепитие у восточных фризов»:

В чашки кладут белые

леденцы,

словно сколки льда

c приморской скалы.

Наливают крепкий

процеженный чай

и слушают, как леденцы

потрескивают.

Добавляют ложечкой сливки –

круговым движением

по краю чашки –

обязательно против

часовой стрелки.

Таким способом обозначают

остановку времени…

Книга дает увидеть и возможности свободного стиха: в коротком верлибре Веберу удается сказать много, причем впервые. Именно на текстах Вебера мне стали понятны преимущества этого стиля. Лишних слов нет, потому что рифмовать не надо, и стихотворение является самой оптимальной формой суровой откровенности. Здесь немало строк, звучащих как афоризмы. На фоне эпидемии я как раз действительно пережила замеченное автором явление, когда вдруг задумываешься о том, о чем только и нужно думать.

Возможно еще одно приближение к этим стихам: они должны быть отрефлексированы и раскрыты в их философской сущности. Многие из них заслуживают глубокого осмысления, выявления ассоциативных и смысловых связей с прецедентами из мировой культуры. Русская литература пополнилась еще одной достойной книгой, а в русской поэзии отчетливо и уже узнаваемо звучит веберовская мелодика речи, мужественная и точная.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1854
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
775
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
824
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
1518

Другие новости