Проснулась в глуши, в деревне, и воды нет… Фото Андрея Щербака-Жукова |
В то же время некоторые тексты Аксаны, преподнесенные как поэтические, имеющие мощную бытописательную линию, по наполнению и вниманию к деталям вполне способны стать небольшой прозаической зарисовкой: «Проснулась в глуши, в деревне, и воды нет. Надо бы выбираться. А у подруги мать – хиппи, путешествует с велосипедом, кошкой и двумя швейными машинками. Обычная и оверлок».
Аксана словно хочет обратить внимание читателя, что диктат формы не так уж и важен, когда автору есть что сказать. Организация текстов в сборнике напоминает дневник или альбом, в котором стихи следуют за прозой, газетные вклейки сменяют памятные фото и вложенные между страницами стебельки трав. Зарисовки и этюды перемежаются законченными произведениями. Осмысленный нарратив переходит в поток сознания: «Когда понимаешь – тебя-то я и искала. Не выбирала литературу, просто любила – словно от диких собак, лангольеров, исписанных маркером подоконников отскакивало в шелестящую темноту амурского побережья».
В текстах сборника широко раскрыта тема путешествий. Это еще не библейский эксод, но уже и не туристическая прогулка. Лирические герои Халвицкой то бегут от рутины куда глаза глядят, то кочуют с места на место, используя для этого любые возможные средства: «На ласточках, электричках, качающихся из стороны в сторону, с Парка Победы до наступления темноты, до Орска, а лучше – до Комсомольска…»
Аксана Халвицкая. Синопсис о сапиенсах.– М.: Формаслов, 2021. – 114 с. |
«Синопсис», несмотря на явную романтическую основу, совсем не оторван от реальности. Аксана не стесняется «рисковать вечностью», часто и охотно упоминая в своих текстах названия станций метро, известные сегодня торговые марки и бренды, детали, которые, вероятно, не будут понятны будущим поколениям. В этой связи ее произведения перекликаются с работами западных поэтов XX века, например битников, а также некоторых российских поэтов девяностых и нулевых. В текстах с последовательной фиксацией событий можно усмотреть влияние лианозовской школы, хотя личностное в поэзии Аксаны не достигает такой степени редукции, как у лианозовцев: «…Костику сорок пять и он у Марты приемный. Приехал на черном BMW, когда я у пруда водомерок считала. С собой куртка и колонка с музыкой. Потанцевали, собрали грибов, зашли к Сереге за самогоном и настойками…»
Сборник «Синопсис о сапиенсах» заслуживает внимания читателей, способных по достоинству оценить поэзию с хештегом «Сегодня и здесь!», желающих расшифровать плотно упакованный код постнулевой культуры.
комментарии(0)