– Ну, ну… – сказал следователь. – Ведь и Гоголь сжигал свои рукописи. Все равно вам бы пришлось сжечь ваши. Они никому не нужны. Вот мы и снимем с вас эту работу и берем на себя.
Со мной все было кончено, и все дело мое сгорело.
Александр Тришатов. Послесловие
Старинная Ивановская Горка.
Почти заговоренные места.
Идешь – моргнет окно,
качнется шторка,
старуха взглянет,
щурясь дальнозорко,
и кажется, что это неспроста,
на византийский купол
без креста,
или туда, где теней вереница
к метро по переулку вниз
течет,
а вверх выносит пасмурные
лица
у храма на Кулишках
переход…
«Жива холма московского
грибница,
авось и с нами что-то
прорастет», –
так думал озабоченный
издатель,
спускаясь в арендованный
подвал,
а с ним его покладистый
приятель,
поэт, кого по дружбе издавал,
деньжат не тратя,
как предприниматель,
а спонсорский щипая капитал.
Весной в подвал морозовского
дома
издательство вселилось.
Повезло.
И публике, увы, малознакомо,
существованье скромное вело,
то издавая сборник
палиндромов,
то книжицу псалмов,
чертям назло.
Усадьба не осталась
первозданна,
но на задворках тех, полуцела,
скучала мастерская Левитана
по временам не выжженным
дотла,
и штукатурка, треснув,
непрестанно
являла кладку, сыпалась с угла.
А рядом, за особняка
решеткой
по-птичьи окликался
детский сад.
Отсюда, говорят, прямой
наводкой
Кремль обстрелять
эсеровский отряд
пытался. В нашей памяти
короткой
мятеж – мираж.
И дети мирно спят.
Тут раньше «Academia»
кормила
литературный люд,
редакторов,
художников… Но с горки
славной смыло
участников платоновых
пиров
в забвение или в расстрельный
ров,
упрятав книги в шкаф
библиофила.
Низвергнутым вождем
руководимо,
издательство изыскано
весьма
поэтов звездных Греции
и Рима
публиковало, Гете и Дюма,
и русских классиков.
Неутомимо
марксизмом окормляя их тома.
Забыто все. История мутна.
Но некая старуха в том
подъезде,
где вход в подвал,
в те дни была юна,
и помнила здесь
промелькнувших прежде
издателей. А к нынешним
в надежде
зашла, чтоб труд,
хранимый издавна,
пристроить.
*Повесть ей оставил брат,
служивший в «Academii».
Эпоха,
когда оговорился – виноват,
а промолчал – и тоже жди
подвоха,
стук в дверь –
и проскрежещут створки
врат
на Соловки до просек
Сандармоха.
«Брат сводный, старше
на двенадцать лет.
Я, школьница, совсем
не понимала,
какое время на дворе.
А он – поэт,
с французского переводил
немало.
Свое таил». И повести сюжет
она им коротко пересказала.
«Названье достоевское:
«Подвал».
Поскольку проживал герой
в подвале –
в соседстве, на Покровке.
Он писал
стихи. Тогда их многие писали.
Но вдруг совсем в другой
подвал попал,
то есть в ЧК. Его арестовали.
Однако выпущен в конце
концов.
Влюбляется. Жена –
партийка Зоя.
Стал переводчиком
Магнитостроя –
приехавших из США спецов.
Читал стихи друзьям.
Сошлось их трое,
а село только двое простецов.
Жена спасла Евгения. Судьбе,
знакомцам тайным
Зоиным обязан,
вернулся он. Но только не
в себе
с тех пор. Твердил,
что к ангельской трубе
прислушиваться надо…
Дальше смазан
финал, или, вернее,
недосказан».
Семь ангелов над краткою
судьбою,
с раскрытой книгой
в облаке седьмой…
Но ангел вострубил, конечно,
тою,
ревевшей в ЦАГИ летом
и зимой,
с лефортовской соседствуя
тюрьмой,
аэродинамической трубою.
«Труба как вентилятор
грохотала, –
рассказывала как-то нам
вдова
Андреева, – чтоб снизу,
из подвала
не доносились крики…
Чуть жива,
я, приходя с допроса,
различала
в ее гуденье стоны и слова.
И голос Даниила…»
«Эта дама
похожа на нее, – решил поэт. –
Таких в Москве уже
почти что нет.
Как балерина, держит
спину прямо.
На лунном перстенечке
пентаграмма».
«Скажите, вам понравился
сюжет?
Там в повести намеки есть
о ложе
у Мейерхольда, службе в ГПУ
жены… Я не рассказчица.
Но, Боже,
читаю, наугад открыв, главу –
и сразу побежал мороз по коже,
и голос брата слышу наяву».
Июль и духота. Конец недели.
Но тут, в подполье, веял
холодок.
«Сюжет замысловатый,
в самом деле.
Труба из Откровения и рок…
Вы в понедельник занести б
сумели
нам рукопись?»
Ну кто подумать мог,
что запылает в ночь
на воскресенье
ее квартира, выгорев дотла?
Не замыкание? Соседки
мненье:
«Поджег. Известно.
Темные дела».
Шли девяностые.
И сочиненье
сгорело. Сажа, пепел и зола.
Бумаг сожженных запах душно
горький
над переулком
и над мастерской
художника, над куполом
под горкой
Ивановской, над тенью
и тоской
сестры в окне,
за приоткрытой створкой
той узкой, с перстнем
редкостным рукой.
Поверим же, есть высший,
занебесный,
как правда, в ноосфере
ТАМиздат,
где рукописи точно не горят.
Согласно этой формуле
известной
их в пятом измерении хранят,
а не в комоде вдовьей
спальни тесной.
Там, на прозрачных
полках облаков –
Лемурии, Гондваны,
Атлантиды
махамбхараты или энеиды
сказителей затопленных
веков,
изображенья вымерших богов
и лириков расстрелянных
обиды.
Там, как ни удивительно, целы
доносы, ведомости
бухгалтерий
из канцелярий сталиных
и берий,
склубившиеся из архивной
мглы,
не сделавшиеся, по крайней
мере,
летучим пеплом,
серебром золы.
Там, зачитавшись
«Странниками ночи»
Андреева, наверное, потом
Тришатова откроем
среди прочих,
Платонова в Уфе пропавший
том…
«Подвал» пока мы в классику
не прочим,
но и его разыщем
и прочтем.
комментарии(0)