Андрей Шацков. Сказы Куликова поля: Стихи. – СПб.: Любавич, 2022. – 48 с. |
Я бы мог сказать, что в наше стремительно изменяющееся время, напичканное высокими технологиями, перегруженное информацией и эффектами, Андрей Шацков отважился выпустить цикл стихов, посвященный весьма далекой от нас теме Куликовского сражения. Но это не совсем справедливо. Нет, не отважился он, а продолжил начатое, в очередной раз укрепил духовно-эстетическую конструкцию своей замечательной поэзии, обращенной ко всем россиянам. В этом заключается сверхзадача Андрея Шацкова, поставленная однажды перед самим собой и решаемая на протяжении всей жизни…
Мне приходилось раньше читать некоторые стихи, вошедшие в эту книгу. И не только читать, но и слышать в авторском исполнении, а также из уст народного артиста России Валентина Клементьева. И теперь наступил новый этап, когда поэт выпускает цикл стихотворений, имеющий лично для него огромное значение. Ведь с обозначенной темой Андрей Шацков связан еще с молодости, когда, вдохновленный образами ратной доблести, познакомился с писателем Валентином Берестовым. Писатель незамедлительно отреагировал ироничным автографом младшему собрату по цеху: «Бью челом об его шелом». На этом история с непокорными славянами вполне могла завершиться, но Андрей Шацков год за годом доказывал, что никаких заигрываний с его стороны не было. Он сохранял верность выбранной традиции и никуда не сворачивал. Изданные «Сказы Куликова поля» одновременно и книга памяти, и возвращение в молодость, и наказ потомкам помнить о подвигах русского народа…
Через все сюжеты противостояния с ненавистным игом кочевников проходит одна фундаментальная мысль: «Россия – вселенская твердь». Есть ли здесь преувеличение? Ни малейшего. Та же Куликовская битва – значительное тому подтверждение. Не менее важно ответить на другой вопрос: удалось ли Андрею Шацкову сделать свой цикл поэтическим, а не нарочито публицистическим? Удалось. Именно это стало его новой профессиональной удачей.
Неспешно читая стихотворения, мы будто оказываемся в просторных музейных залах и видим перед собой масштабные картины Виктора Васнецова. Андрей Шацков – поэт, способный передать все волнующие его моменты достоверно и художественно. Вполне естественно упоминание поэтом в предисловии подмосковной Рузы, где он живет и работает: «А может быть, память предков завещала мне волшебные места опорного края Московии – древней Рузы? Ружане точно участвовали в битве в составе Большого полка, а сама заповедная Рузская старина вдохновила замечательного русского писателя Сергея Бородина на написание отмеченного впоследствии Сталинской премией романа «Димитрий Донской»…»
Андрей Шацков использует посвящения. Мне кажется, что это правильно, ведь таким образом он выражает благодарность и привязанность. «Сказы Куликова поля» посвящены двум людям: поэту, меценату Дмитрию Мизгулину (много лет их связывает всероссийский альманах «День поэзии – XXI век», возрожденный в 2006 году) и Владимиру Гриценко – директору музея-заповедника «Куликово поле». Становится понятно, что новая книга Андрея Шацкова в первую очередь отправится именно туда как литературное продолжение диалога о сохранении Россией своей культуры и духовности.
Санкт-Петербург
комментарии(0)