Черно-белая фотография имеет прямое отношение к концепции сборника. Фото Вячеслава Ковалевича. Иллюстрация из книги |
Собственно маркинских стихотворений в книге всего сорок с чем-то – две большие журнальные подборки. Силлабо-тоническое начало, превалирующее в них, воплощается в очень гибких, интонационно и смыслово богатых конструкциях. Маркиной удается найти, кажется, оптимальное сочетание между «высоким» и «бытовым», причем нередко в пределах одной строфы или даже одного развернутого предложения.
По-барбарисьи рассвет
нависает кисло,
держит под розоватой своей
слюдой
ровные, спящие в иле озера
смыслов
с мертвой твоей водой.
Вот еще в том же роде.
Луна была поставлена с трудом,
И в долгом ожидании седом
Игла скользила по ее пластинке
И высекала что-то про l’amour,
Сам воздух пел, как будто
Азнавур,
И нежность удержалась на тростинке.
Вообще «нежность» – одна из главных характеристик этих стихов. Современная нежность, не чуждая иронии и самоиронии, готовая, что называется, ко всему – и к низкому, и к высокому, и к быту, и к Вечности. Не чуждающаяся, где надо, чуть ли не частушечного перебора, накрепко связанного с архетипической русской женственностью:
Ненадетое колечко.
Надоело по уму.
Разыщу я человечка
И с собой его возьму.
Подниму его, отмою,
Буйный нрав его смягчу.
Хорошо, когда нас двое.
Будто едем по лучу.
По-над речкой, по-над кручей,
По земле и по углю.
Он потерян, он горючий.
Да ведь я его люблю.
Анна Маркина. Осветление.– М.: Формаслов, 2021. – 114 с. |
Несомненно, в стихах Маркиной очерчиваются контуры самобытного мира. И с этим автора можно поздравить. Каков же этот мир? Он очень герметичен, хрупок. Это какой-то очень девичий мир, полный заимствованных образов и своих собственных трогательных (если смотреть со стороны) фантазий. Ну прямо «Вечерний альбом», несмотря на смелые заявления и образы! Прошлого и будущего здесь на порядок больше, чем настоящего, а индивидуальные ритуалы важнее, чем общепринятые скучные действия. Так же, как писатели и их герои (их тут множество – от толстовской Карениной и контаминированного Чичикова-Хлестакова до Венички) понятнее и дороже реальных людей (в том числе родного отца).
Это мир человека, которому очень не хочется взрослеть. А если приходится, этот процесс всегда очень болезнен и травматичен. Вот, например, как дается вполне традиционный образ птенца, слишком рано выпавшего из гнезда:
Не умеешь охотиться, бродишь
вокруг,
Не умеешь брать крошки
из сетчатых рук.
Только слышишь: сердечно
вздыхают леса,
И растет зверобой, и крадется
лиса.
Как видим, для жителя герметичного, сказочного мира «другие» если не ад, то нечто заведомо подозрительное и потенциально недоброе. Особенно это заметно в «политических» стихах автора (которые без учета данного обстоятельства кажутся несколько наивными). Вроде как автор хлопочет о некоей общественной институции, подвергаемой насилию «других», а на самом-то деле все о себе и своем хрустальном мире.
Вырастая откуда-то с самого
дна,
по кирпичику тянется в небо
стена.
И мой медленный край,
как ребенок больной,
все стоит, полуголый, за этой
стеной.
Так вот: какова необходимость концептуализации всего трогательно и болезненно переживаемого в таком мире? Не прячется ли лирическая героиня за интересными фото? Не опасается ли она выйти с читателем один на один на пустую, лишенную любых декораций сцену?
Очевидно, по концептуальной задумке «Осветление» должно пониматься как процесс автотерапии: избавиться от себя «черненького», стать «беленьким». Но проблема в том, что «осветлившись» можно исчезнуть вообще, слиться с белым листом бумаги. Для хрупкого полудетского мира этих стихов всякое движение едва ли не губительно. В общем, не надо осветлять ни корни, ни крону мира, явленного нам в книге Анны Маркиной. Пусть остается таким, как есть – сложным, полным «теней»-умолчаний – потому и интересным для читателя.
комментарии(0)