Через страсть к дороге герои пытаются найти себя. Кадр из фильма «Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо». 1991
Одно из важнейших качеств поэта – готовность к парадоксам. Не натужное стремление эпатировать, а способность отдаться стихии и движению ведущего текста. А текст выводит иногда в очень странные места. (При этом часто возникает ощущение, что все уже есть, все уже записано где-то в ноосфере.) Просто нужно уметь слушать и раскрепощать творческое эго. Андрей Полонский – поэт, прозаик, переводчик, историк, путешественник, сооснователь Общества вольных кастоправов – обладает этим качеством и управляет им, как немногие.
«Каждый человек живет внутри черепной коробки,/ пусть повадки его легки и движения ловки» – так, к примеру, начинается стихотворение. Далее поэт проводит слушателя через цепочку нанизываемых размышлений, что выход возможен только через «плоть, входящую в плоть» и что Господь придумал «ввести суровый запрет,/ чтобы сами понимали, что преступление, а что нет». Ход мыслей, казалось бы, логичный, но это лишь затравка, а парадокс и провокация затаились во второй части, являющей собой моментальный набросок некоей Даши в неброском прикиде, голосующей на перекрестке: «Казалось бы, никакой опасности для заповеди и завета,/ если бы не танцующая сигарета». Именно эта неожиданная и как бы закругленная концовка дает ощутить относительность восприятия разных «черепных коробок». Внутри одного текста – и логика, и иронизирующая над ней иррациональность.
Андрей Полонский. Коробка передач / предисл. Д. Давыдова.– М.: Русский Гулливер / Центр современной литературы, 2021. – 144 с. |
Этот открывающий просторы путь (не только в географическом смысле, но и в понимании дао) отражен в книге Максима Привезенцева и Андрея Полонского «Дервиши на мотоциклах. Каспийские кочевники» (рецензии см. в «НГ-EL» от 26.07.18). Герои через страсть к дороге, открыванию новых пространств пытаются найти себя и ощутить роль человека в могущественном потоке истории. И в стихах — то же самое. Какую бы поэтическую форму в книге «Коробка передач» (кстати, отличное, играющее смыслами название, заставляющее вспомнить и механизм автомобиля, и «передачу» автора читателю, и ту же черепную коробку) автор ни выбирал – будь то регулярный стих, верлибры, смешанные конструкции, – он явно либо подспудно говорит о поиске «я». «Я всегда даю разрешение использовать личные данные Дело в том, что личные данные, разве что кроме отпечатка большого пальца в загранпаспорте,/ Только всего ярлычки на витрине. Меня там нет», – это начало. И, пожалуй, тут уже ожидаемый в контексте мировоззрения автора финал: «Кони, отвязавшиеся от имени, скачут по степи». Книга разбита на главы, но в целом это больше похоже на дневник, откровенный разговор с самим собой, в который время от времени вступают друзья, писатели, политики, философы. Внешняя география перетекает во внутреннюю, где поднимаются важнейшие вопросы – любви, прошлого и будущего, воли и сознания, смерти оболочки и бессмертия души.
комментарии(0)