Света Литвак. Опыт вечного безделья: Книга стихов.– М.: Личный взгляд (Московский союз литераторов), 2021. – 84 с. |
Творчество Светы, которая, как мы помним, посещала легендарную студию Кирилла Ковальджи и была членом легендарного же клуба «Поэзия», совместно с Николаем Байтовым организовала Клуб литературного перформанса, замечательно своей многогранностью: она творит в разных видах искусств, в разных жанрах. Если взять визуальное искусство, то это наивная живопись, абстракция, концептуализм, если взять акционизм, то это всевозможные перформансы, хеппенинги и целые проекты, вроде флешмоба музея «15 минут» и «Лесной библиотеки», если обратиться к поэзии, то это и традиционные формы, и авангард, включающий абсурд и заумь, графическую, звуковую поэзию.
Литературная общественность привыкла ожидать от Светы эпатажа. Скажем, на одном из вечеров в легендарной Галерее Марата Гельмана она появлялась обнаженной, читала там же стихи в лыжном костюме на лыжах, на своем вечере в Чеховке вместо чтения стихов вызывающе сидела на сцене, ела ананасы и пила шампанское. Это лишь несколько примеров. Но эпатаж – это, понятное дело, не столько совершение чего-то из ряда вон выходящего, сколько обман ожидания. И вот, когда все хищно потирают ручки – а что же Света на этот раз хулиганского выкинет, – она вдруг предстает не «трагической клоунессой», не «возвышенной стервой» (титулы, которыми ее именовали), а женственной, нежной, лиричной, игриво-эротичной.
«Опыт вечного безделья» в противовес всем этим «борзым» ипостасям открывает другой мир Светы Литвак. В ней читатель не обнаружит абсурда и авангарда, как в предыдущем сборнике «Агынстр». В книгу вошли произведения последних 20 лет – нежные буколические пейзажи, зарисовки, показывающие автора в его слиянии с природой, с миром трав, грибов, птиц, зверей: «коровий пруд, лишенный глянца/ такая мутная вблизи/ привычно запестрела/ тельцами тонущих слепней/ и у поверхности своей/ теплей температуры тела/ ил топкий вязкий, словно клей/ но ключ придонный сводит пальцы/ бросает тень большая ель/ и простоит еще лет сто/в дупле осиное гнездо…» Это картины путешествий автора по России, в которых на первый взгляд довлеет дневниковое, конспективное начало... Однако, зная Свету, мы понимаем, что все непросто: «по прямeнькому путечку на свежeньком воздушкe/ хорошо идти тенечком в коротeньком платьюшке// точат лезвийки косичек отложной воротничок/ все подряд стрижет и режет злых глазенок ножичок// задираются коленки до кулечка личика/ показалась деревенька в колючках малинничка// на середненьком дворочке отворятся воротцa/ с дровяного сараечка мужичонка плюется// да и где ж тебя носило, родненькая детушка/ много ль нынче накосила, смерть ты моя смертушка ». Как видите, некоторые как бы наивные простенькие зарисовки таят «поросячий подтекст» – иронию и иные, еще не раскрытые для нас философские смыслы.
комментарии(0)