29.12.2021 19:41:00
Поэзия года. Ходячий взрыв
От Древней Индии к Хлебникову и блямсам
Тэги: поэзия, пресемантика, восток, индия, хокку, нонконформизм, хлебников, германия, философия, кришна, япония, живой журнал, окказионализмы
|
В Высшей школе психотерапии у поэта было
прозвище Кришна. Неизвестный художник.
Кришна и Радха. Ок. 1750. Музей искусства,
Филадельфия
|
К 75-летнему юбилею поэта, лауреата премии «Нонконформизм-Судьба» Владимира Герцика (1946–2019) вышла книга, которую издал давний друг последнего поэт Александр Воловик при поддержке других друзей – барда, доктора философии Александра Кричевца, поэта Юрия Перфильева, поэта, доктора естественных наук Бориса Шапиро (Германия) и др. Это вторая книга Герцика после сборника «Лиловая колба», который в 1992 году в Германии издал славист, литературовед, переводчик Вольфганг Казак. «Владимир Герцик был ходячий взрыв, ходячее приключение. Из внешних приключений он создавал внутреннее единство – и личности, и мировоззрения, и, конечно, поэзии…» – такие слова поэта, критика Данилы Давыдова, очень емкие и точные, вынесены на обложку.
По образованию физик и психолог, Герцик также был большим знатоком Востока, восточных философий. В Высшей школе психотерапии у него даже было прозвище Кришна. Древнеиндийская философия IX–XI веков стала источником для формирования его концепции создания и восприятия поэтических произведений. Вместе с Борисом Шапиро в 1960-х они создали школу пресемантики, основанную на досмысловой природе рождения стихов. Один из принципов: стихи – это не «про что», они сами «что»; важен не нарратив, а передача эмоции. В манифесте Герцика читаем: «Я ученик и последователь Велемира Хлебникова. Поэтому для меня в стихах первичен не смысл, а звук. Смысл лишь один из инстументов оркестра, исполняющего синтетическую музыку стиха. Иногда можно обходиться и вовсе без него. Я делю поэзию на два жанра: первый – собственно стихи, в этом жанре, хорошо ли, плохо ли, я пытаюсь работать, второй – писание стихами (о чем угодно, значения не имеет) интереса для меня не представляет».
|
Владимир Герцик. Инструкции
для правого полушария. Стихи,
статьи, манифесты.– М.: Новый
Хронограф, 2021. – 224 с.
|
Александр Воловик скорее всего из соображений, что любая, даже самая деликатная редактура может изменить задуманный облик произведений, просто аккуратно перенес в книгу корпус произведений Герцика, который хранится на его странице в «Живом Журнале» и на сайте Стихи.ру. В их числе блямсы – знаменитый герциковский жанр. Это, собственно, мгновенно родившиеся окказионализмы, переливающиеся смыслами, игровые. Ныне ждут своего издания 10 сборников по108 хокку поэта. Ведь Герцик – один из искуснейших мастеров хокку в России. Японский литературовед, славист Вакана Кона с неизменным восхищением говорит о них, переводила их на японский язык и издавала в японских журналах. Кроме стихов, в книгу помещены три статьи поэта («Без тягостных сносок. Заметки о пресемантике», «Манифест семь. О пресемантике и неосимволизме», «Что там внутри? Антинаучные размышления»), интервью Герцика, данное «НГ-EL» «Я понял, что не нужно понимать», живые и трогательные воспоминания друзей-литераторов.
комментарии(0)