0
1982
Газета Поэзия Печатная версия

15.12.2021 20:30:00

Гламур выжигает дух

Оцифрованная жизнь видится поэту фальшивкой, симулякром, мертвечиной

Тэги: ссср, цифровизация, бам, афган, зил, лимпопо, крейсер аврора, эскапизм, айти, ирония, гламур


47-14-12250.jpg
Василий Мурзин. Обнуление:
Стихотворения.– М.: Изд-во
«У Никитских ворот», 2021. –
120 с. (101 поэт XXI века).
Перед нами – новая книга Василия Мурзина. Не сборник стихов, а именно поэтическая книга, очень цельная с точки зрения содержания, стиля, но разнообразная по звучанию.

Оригинальный ритмический и графический рисунок, импрессионистическая эмоциональная палитра, яркие смысловые акценты и метафорическая смелость – вот, пожалуй, основные черты поэтики Мурзина.

Очевидна работа автора с реминисценциями – вплетеные в канву поэтической ткани намеки и неявные цитаты расширяют границы книги. Очень богат подобными отсылками цикл «Времена года».

Но все же главное в поэтике Мурзина – богатая образность. Поэт сплетает из сложных, многоуровневых метафор тонкую паутину смыслов и ловит в нее сознание читателя, обманывая ожидания: вроде стихотворение было об одном, а оказалось – совсем о другом… Возникает интересный парадокс восприятия.

В числе волнующих Мурзина тем – осмысление советского наследия как самой ушедшей эпохи, так и всего, что еще осталось от нее в нашем настоящем. Надо отдать должное лирическому герою: он занимает здравую, взвешенную позицию и смотрит на ситуацию трезво, без чрезмерных восторгов, но и без намеренного очернения. Крушение огромной страны воспринимается им как трагедия, которую необходимо переболеть, изжить, словно глубокую психологическую травму, чтобы иметь возможность двигаться дальше.

Потом был БАМ,

А потом – Афган,

Потом генеральные умирали,

К гробам протоптали тропу,

И забыли дорогу назад,

И попали в капкан.

С другой стороны, его острый, иронично настроенный ум не может не замечать множества недостатков системы, множества нелепостей – преимущественно на бытовом, самом заметном и самом важном для обычного человека уровне. Стихи Мурзина населяют персонажи – обломки советской эпохи, знакомые каждому современнику: сантехник, ведущий политические разговоры («Систему нужно менять./ Нужно менять систему!»), мужик, несущий яйца в авоське, как символ обывателя. Гротескный образ столкновения этого замученного «мужика с авоськой» и крейсера «Аврора», доведенный автором до абсурда, возвращает нас к теме противостояния интересов человека и государства, личного и общественного. Вообще стоит отметить, что гротеск – один из любимых приемов Мурзина, поэтому многие его стихи трагикомичны. Яркий пример – стихотворение «Можно ли уехать в Лимпопо на «ЗИЛе»?», где сквозь историю о невероятных приключениях водителя, выехавшего с московской овощебазы и угодившего в Африку, проявляются чудовищные картины неустроенности, бесприютности, пустоты существования. Работа, водка, телевизор да рыбалка – вот до каких пределов сузилась бескрайняя вселенная для маленького человека.

Впрочем, и в «дивном новом мире», наступившем после перестройки, тоже хватает таких «потерянных» персонажей. По преимуществу это люди, убежавшие от реальности в виртуальный мир. Этому нездоровому эскапизму посвящено не одно стихотворение: «Человек, уткнувшийся в экран», «Я спросил айтишника на досуге» и другие. Вообще тема тотальной цифровизации тоже очень глубоко затрагивает лирического героя Мурзина. Оцифрованная жизнь видится ему фальшивкой, симулякром, мертвой материей:

Аналоговое или цифровое?

Нажмите клавишу

от одного до пяти.

Живое или неживое –

Как нам ответ найти?

Оружием Мурзина против мертвечины становится поэзия: ироничные стихи изобличают ложь общества потребления, а нежная лирика оберегает главные ценности подлинной жизни: любовь, искусство, природу. В некоторых стихах отторжение лирического героя от чуждой ему фальшивой действительности достигает пика, и единственным выходом кажется обнуление. Эта метафора недаром вынесена в название книги. Начать с самого начала, с нуля, с чистого листа. Переписать не только свою историю, но и историю всего человечества – начисто, так, чтобы люди никогда не попались в эту ловушку, не отказались от жизни и высшего человеческого предназначения, которое явно заключается не в «постах» и «лайках»… Если это невозможно в реальности, то в поэзии – возможно. Потому лирический герой Василия Мурзина неоднократно возвращается к этой идее:

Нам некуда больше идти,

Гламур выжигает дух,

Вагончик метро идет в тупик,

Чем глубже выдох,

Тем меньше вдох.

Нам некуда больше спешить,

Течение обратилось вспять.

Я в реку войду, я хочу уплыть

В детство

И с нуля начать!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему падение популярности президента Бразилии может ударить по БРИКС

Почему падение популярности президента Бразилии может ударить по БРИКС

Сергей Никитин

Рейтинг одобрения Лулы да Силвы упал до рекордно низкого уровня

0
1156
Союз писателей как автомат Калашникова

Союз писателей как автомат Калашникова

Литературные чиновники пытаются жить так, будто вокруг ничего не происходит, а есть лишь мелкие трудности на некоторых местах

0
3772
Борис Спасский: самый несистемный гроссмейстер СССР

Борис Спасский: самый несистемный гроссмейстер СССР

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Памяти легендарного чемпиона

0
3547
И растворяется печаль

И растворяется печаль

Марина Рогова

О шедеврах с обнаженным нервом и острых словах

0
4037

Другие новости