Василий Мурзин. Обнуление: Стихотворения.– М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2021. – 120 с. (101 поэт XXI века). |
Оригинальный ритмический и графический рисунок, импрессионистическая эмоциональная палитра, яркие смысловые акценты и метафорическая смелость – вот, пожалуй, основные черты поэтики Мурзина.
Очевидна работа автора с реминисценциями – вплетеные в канву поэтической ткани намеки и неявные цитаты расширяют границы книги. Очень богат подобными отсылками цикл «Времена года».
Но все же главное в поэтике Мурзина – богатая образность. Поэт сплетает из сложных, многоуровневых метафор тонкую паутину смыслов и ловит в нее сознание читателя, обманывая ожидания: вроде стихотворение было об одном, а оказалось – совсем о другом… Возникает интересный парадокс восприятия.
В числе волнующих Мурзина тем – осмысление советского наследия как самой ушедшей эпохи, так и всего, что еще осталось от нее в нашем настоящем. Надо отдать должное лирическому герою: он занимает здравую, взвешенную позицию и смотрит на ситуацию трезво, без чрезмерных восторгов, но и без намеренного очернения. Крушение огромной страны воспринимается им как трагедия, которую необходимо переболеть, изжить, словно глубокую психологическую травму, чтобы иметь возможность двигаться дальше.
Потом был БАМ,
А потом – Афган,
Потом генеральные умирали,
К гробам протоптали тропу,
И забыли дорогу назад,
И попали в капкан.
С другой стороны, его острый, иронично настроенный ум не может не замечать множества недостатков системы, множества нелепостей – преимущественно на бытовом, самом заметном и самом важном для обычного человека уровне. Стихи Мурзина населяют персонажи – обломки советской эпохи, знакомые каждому современнику: сантехник, ведущий политические разговоры («Систему нужно менять./ Нужно менять систему!»), мужик, несущий яйца в авоське, как символ обывателя. Гротескный образ столкновения этого замученного «мужика с авоськой» и крейсера «Аврора», доведенный автором до абсурда, возвращает нас к теме противостояния интересов человека и государства, личного и общественного. Вообще стоит отметить, что гротеск – один из любимых приемов Мурзина, поэтому многие его стихи трагикомичны. Яркий пример – стихотворение «Можно ли уехать в Лимпопо на «ЗИЛе»?», где сквозь историю о невероятных приключениях водителя, выехавшего с московской овощебазы и угодившего в Африку, проявляются чудовищные картины неустроенности, бесприютности, пустоты существования. Работа, водка, телевизор да рыбалка – вот до каких пределов сузилась бескрайняя вселенная для маленького человека.
Впрочем, и в «дивном новом мире», наступившем после перестройки, тоже хватает таких «потерянных» персонажей. По преимуществу это люди, убежавшие от реальности в виртуальный мир. Этому нездоровому эскапизму посвящено не одно стихотворение: «Человек, уткнувшийся в экран», «Я спросил айтишника на досуге» и другие. Вообще тема тотальной цифровизации тоже очень глубоко затрагивает лирического героя Мурзина. Оцифрованная жизнь видится ему фальшивкой, симулякром, мертвой материей:
Аналоговое или цифровое?
Нажмите клавишу
от одного до пяти.
Живое или неживое –
Как нам ответ найти?
Оружием Мурзина против мертвечины становится поэзия: ироничные стихи изобличают ложь общества потребления, а нежная лирика оберегает главные ценности подлинной жизни: любовь, искусство, природу. В некоторых стихах отторжение лирического героя от чуждой ему фальшивой действительности достигает пика, и единственным выходом кажется обнуление. Эта метафора недаром вынесена в название книги. Начать с самого начала, с нуля, с чистого листа. Переписать не только свою историю, но и историю всего человечества – начисто, так, чтобы люди никогда не попались в эту ловушку, не отказались от жизни и высшего человеческого предназначения, которое явно заключается не в «постах» и «лайках»… Если это невозможно в реальности, то в поэзии – возможно. Потому лирический герой Василия Мурзина неоднократно возвращается к этой идее:
Нам некуда больше идти,
Гламур выжигает дух,
Вагончик метро идет в тупик,
Чем глубже выдох,
Тем меньше вдох.
Нам некуда больше спешить,
Течение обратилось вспять.
Я в реку войду, я хочу уплыть
В детство
И с нуля начать!
комментарии(0)