Фрагмент рукописного «Альбома с серебряным обрезом» Михаила Зенкевича – стихотворение «Хочется со многими людьми…». Фото © Рукописный отдел Института русской литературы (Санкт-Петербург)
Архивы нехотя делятся тем, что им некогда доверено. Их жадная тишина безжалостна. Они – загробье нашей литературы, живейшие сгустки которой во множестве остаются их заколдованной принадлежностью. Из разряда редчайшей удачи – недавнее открытие-возвращение литературного памятника XX века, длительно бытовавшего в отзвуках устной легенды. Это рукописный корпус стихов Михаила Зенкевича с начала 40-х по начало 70-х. Иссеченный лезвием времени том. По-авторски – «Альбом с серебряным обрезом». Фактически – избранное из второго тайма почти 70-летней игры хавбеком на поле поэзии (уместная метафора при пылком увлечении Михаила Александровича футболом). С вкраплениями кое-чего из написанного до войны. Ковчежное стремление – объять и сохранить. А как иначе, если за те самые три десятилетия Зенкевич был удостоен единственного, невесть как искореженного благопристойной осторожностью сборника?
И все же образ, слагающийся на протяжении «Альбома», – это не страдалец на растерзании у рукотворных стихий, а сильный, спокойный человек, способный честно отбывать любую судьбу. Речь, произносимая без нажима, но не сбивчиво. Заблудившийся безмолвный призыв к мерцающим сумеркам будущего: «Запомните меня таким!» Заповедник записей и замыслов, показывающий в новой полноте поэтическую историю автора, да и панораму русской лирики умопомрачительной эпохи. «Альбому» уготована мозаическая, дробленая изначальная жизнь на виду. Он станет и предметом интереса Международной научной конференции к 135-летию Михаила Зенкевича в петербургском Институте русской литературы в середине сентября.
Здесь – очередные извлечения из прочной цепочки еще не знакомых читателям стихотворений.
Михаил Зенкевич
* * *
Проснулся ночью, не могу
Никак уснуть.
Дыханье, словно на бегу,
Сжимает грудь.
Бетонный и холодный дом
Застыл, как дзот.
Цепями темными кругом
В атаку смерть ползет.
Отбить атаку я готов,
Во тьме смогу ль
Вдеть ленту золотых стихов,
Обойму светлых пуль.
Та-та… Та-та… Та-та…
Та-та…
Заело пулемет…
Прямой наводкой темнота
По дзоту дома бьет.
10 февраля 1943
* * *
Как утром слетается воронье
На мусор помойных ям,
Так сходится с сумками
к очередям
Крикливое злое бабье.
7 ноября 1943
* * *
Ты соловьем не всхлипывай,
Черемухой не стой.
Вдыхай июльский липовый,
Густой, как чай, настой.
Осыпались черемухи,
Отпели соловьи,
И всплески молний в промахе
Все бьют в зрачки твои.
За вспышкой вспышка
чиркает
О серный коробок,
А ливень занят стиркою,
Ему и невдомек, –
Что дальняя, та самая,
Что дольше всех их ждет,
Вдруг ослепит, упрямая,
И в сердце упадет.
Вздохнув пыльцой душистою,
Поймешь ты, что прожгло
Грозою золотистою
В душе твоей дупло.
Утром после грозы 13 июля 1944
* * *
Нужно, чтобы песня на раздолье
Полным голосом звенеть могла.
Рвется в поле песенка подполья
Из потемок затхлого угла.
И сверчковая, как человечья,
Разлилась бы вольно по степи.
Да мороз загнал ее в запечье
Крыльями пиликать:
спи… пи… пи…
1 ноября 1946
* * *
Погас блеск молний, гром утих,
Умолкнул гнев грозы.
Дай выпить мне с ресниц твоих
Жемчужинку слезы.
То капля счастья на двоих
С небесной бирюзы…
Отстаивает в сердце стих
Кровавый сок лозы.
Апрель 1950
* * *
Мертвые – не спутники живым
С бурными страстями
и делами, –
Их пугает наша кровь и пламя
Солнечным горением своим.
Лишь в воспоминаниях и снах
Изредка они нас навещают,
В бледный образ воплотив свой
прах,
И живущих нас тоской
смущают
По мирам непознанным, иным
И безмолвной речью предвещают
Час внезапного ухода к ним.
30 сентября 1952
комментарии(0)