По залам внушительной галереи без оглядки. Фото Андрея Щербака-Жукова |
Книга нова в непосредственном смысле, потому что ее образуют стихи совершенно свежие. Самые давешние относятся к прошлому октябрю.
Нетто-«Выход» – 100, без считаных копеек, стихотворений в трех разделах, с календарным пасьянсом внутри каждого. За датировки не совсем доверчиво и цепляется взгляд. Действительно ли одинокого дня хватило, чтобы написалось «Время и пространство», то есть чтобы написалось максимально ненаписуемое? Или обозначенное число следует принять моментом перебеловки потемневших, как старое серебро, осознаний?
Слегка пятясь в историю, осведомленно уточним, что сборник мог именоваться по-другому: «Генштаб узлов и механизмов». В свете сказанного выше войсковое арго – ко двору. Но поэт предпочел выбор простейший, онтологически универсальный. Выбор в пользу выхода – и остроумный (какой уж, извините, выход кому из нас грозит!), и остро утвердительный (а все-таки выходианцы – племя земное).
Свойственное автору житейское постоянство оскальзывается в оксюморонное постоянство поиска. Всего-то и фокусов – неожиданно для всех (и для себя самого) совершить хоть ход за пределы квадратной (или циферблатной?) шахматно-поэтической доски.
Анатолий Найман. Выход.– М.: ОГИ, 2020. – 112 с. |
И после выхода «Выхода» автор не успокоился и проделал операцию беспрецедентную – из сердцевины книги, когда тираж был налицо, он изгнал, то бишь вычеркнул из доступных ему экземпляров, текст, ни в чем, по нашему разумению, не ущербный. Воля мастера неоспорима. Истинно библейский акт отпечатлеется не выходкой, а загадкой.
«Выход» – книга твердости и книга хрупкости. Книга умения и книга сомнения (не уверенность же ведь – фундамент для внеположного рывка). По этой книге прохаживаешься, как по залам внушительной галереи – туда и назад, задерживаясь возле строфических рам. Не спеша к выходу.
комментарии(0)