Изобразительное искусство тоже входит в концепцию АЗ. Казимир Малевич. Точильщик. 1913. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, штат Коннектикут |
В какой-то степени журнал – мини-энциклопедия поэтического авангарда. В начале расположено «АЗ-ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ», из которого можно узнать об истории АЗ, основанной поэтом, исследователем авангарда и автором «НГ-EL» Сергеем Бирюковым. «А начиналось все в славном граде Тамбове. В 1981 году Сергей Бирюков организовал при областном Доме учителя литературную студию «Слово», в которой активировал запасники мирового авангарда. В 1990 году была создана Академия зауми, студия была переименована в АЗ и стала частью академии. Занятия в студии и само ее позиционирование отличались от обычных литобъединений. Студия изначально строилась как самообучающее мультидисциплинарное объединение. С включением в процесс общения теории и истории литературы, театра, музыки, изо, кино, перформанса, архитектуры, философии, математики…» Собственно, последняя фраза цитаты объясняет все. Искусство не может ограничивать себя какими-либо рамками. Именно поэтому палитра «Гвидеона» многогранна и пестра. В ней, скажем, можно найти раздел «АЗ-ВИЗУАЛ», куда вошла визуальная поэзия Валерии Акуловой (графика), Татьяны Грауз (коллажи), Игоря Сида (гиппограммы – род естественно-научных подписей под фото) и др. В литературоведческом разделе – статья Михаила Богатырева «Этюды о пустоте. Часть III. К вопросу о «пустотности» текста». Что касается поэзии, то в издании можно найти как вполне смысловые стихи, но при этом обрамленные звуковой игрой, так и чистейшую заумь, где опорой становится и звук, и визуальная часть, когда применяются все шрифтовые средства – пробелы, капслоки, курсивы, расположение слов, использование иностранных слов и букв. Вот, например, смысловые строки поэта, прозаика, одного из основателей СМОГа Владимира Алейникова: «Плещась листвою на виду,/ Лучась водою, причащенной/ К тому, что сбудется в саду,/ Что пульс почует учащенный/ Того, что с горечью в ладу,/ Начнется крови очищенье/ И речи, выжившей в аду,/ А там и новое крещенье». Это одна из блестящих подборок журнала. А вот для сравнения вещь поэта, художницы-акционистки Светы Литвак, которая в значительной степени крошит и ломает речь (хотя смыслы все-таки брезжат в просветы): «не могу себе представить:/ конопляшец огнеёглый/ захлестнул в обвяжец друхдрый/ дленнопродлую подлязгу/ без прищима, и при этом/ в состоянии кружавры / корнифорка люпуарый/сохранял невозблудивоздь». Это звукопись из разряда «глокой куздры», придуманной Львом Щербой, которая была продолжена, например, Людмилой Петрушевской в цикле «Пуськи бятые». Где сохраняются синтаксис и морфемы, указывающие на части речи, а смысл может трактоваться индивидуально. А вот в стихах, допустим, Евгения Харитонова все переходит в чистейший звуковой танец: «Угпуту лы./ Лрф – вущь./ Уг путу –/ Лы./ Белилами слова/ лай-бели/ Лы лай белила/ Лы».
«Гвидеон»: Онлайн-выпуск № 5 (20)– М.: Издательский проект «Русский Гулливер», 2021 |
комментарии(0)