Карина Акопян не только пишет стихи, но и исполняет их под аккомпанемент музыкального коллектива. Фото Алены Филиной
Сборник «О сокровенном» молодого московского поэта Карины Акопян разбит на четыре раздела. Однако названия разделов: «На ощупь», «Сердцем», «Черными перьями», «Про свет» – не информируют нас сразу, а скорее заманивают. Эффект «заметок на полях» усиливает написание всех названий со строчных букв. Очевидно, что такое именование отсылает нас к определенному настроению, эмоциональному маркеру, нежели к рассудочному изучению предложенных произведений. Равно как и поэтика Карины Акопян тяготеет к эмоциональной рефлексии в большей степени, чем к рациональному анализу.
«…мне снилась птица, мне никто не снится в обычной сетке рваных серых будней. земля в воде, стремящейся разлиться по стертой коже вызревшего студня. среди воды –/ короткий перешеек – тонюсенькая ниточка пунктира. сжимала птица в страхе лапы, шею у самой кромки маленького мира…»
Как видите, это своего рода чувственная эхолокация, когда поэт, подобно «поющему» киту, экспортирует эмоциональную волну, состоящую из метафор, постмодернистских штрихов и неологизмов, и за счет естественного отражения получает метафизический рельеф окружающего космоса. В соответствии с «акустической» концепцией тексты Карины содержат большое количество отсылок к звукам.
«…я помню тот самый момент – комната, власть полумрака, звуков неровное эхо… вдруг… близится кода шагов, чеканная, ровная поступь, поступь из жестких акцентов, звонкая бронза браслетов, нити пылающих стран на щиколотках, на запястьях,/ плечи в цветастых узорах, строгая власть силуэта – так появился художник, вошел в мою рваную жизнь… щелчок зажигаемой спички, запах индийского лета, сандаловый терпкий кумар…»
Такой необычный подход сказывается на технике и архитектуре стихотворений. Временами это предельно облегченная форма с простейшими размерами и ритмами, частушка или скоморошья песнь: «…гули-гули, а смогу ли? усидеть на шатком стуле? ой, вы, люли мои люли, пожелтела степь в июле, ой, вы, люлюшки-люли!»
В то время как другое стихотворение может легко оказаться многосложной тонической репликой:
«…белизна превратила родившийся день в гризайль – полутень, полувзмах, полуслово на полутоне. белизна биссектрис проводов расчертила сталь, алюминий небес всполосив по седой основе…»
Карина Акопян. О сокровенном.– М.: Дрим Менеджмент, 2020. – 128 c. (Поэты 2. 0). |
Интересно также, что в поэтике Акопян присутствует ряд опорных слов и символов, которые, точно штрихкод, вшиваются в структуру многих произведений.
«солнце сочное – резаный апельсин!», «только солнце цветет на лазури небес», «солнцем подмигнул седой декабрь», «златокудрое солнце».
Одной из главных тем в творчестве Карины Акопян является попытка сформулировать концепцию счастья. В стихотворении «про счастье» счастье даже приобретает некоторую вещественность.
«…счастье прячется все там же, но не кажет лап и лиц... я выманиваю счастье: «цыпа-цыпа! кис-кис-кис!» а оно, прижавши уши, не намерено идти, бередит, терзает душу, притаилось на пути»
Карина – городской поэт. Однако город в ее произведениях чаще всего выполняет роль оппонента, с которым лирический герой ведет сложный диалог, а иногда и попросту осуждает среду, в которой существует.
«…станет призрачным город, утратив спесь. утро светит открыткою за окном, из души выметая густую взвесь, что так долго копилась внутри битком».
Лирический герой Карины чаще всего легко отожествляется с автором, и в этом ключе очевиден особый исповедальный тон произведений. Готовность к духовному обнажению, искренность в отношениях с самим собой является одним из важных условий формирования выдающегося литератора. И это вселяет осторожный оптимизм.
комментарии(0)