Последствия прочтения Витухновской необратимы. Фото Яны Масловской |
А Витухновская меняет, она слишком самоуверенна для этого мира:
«Упиваясь самою собой,
Я сама себе царь и плейбой.
Не тобой же, безродный
плебей!
Я потомок холодных кровей.
Как И. Бродский, людей
не любя,
Я приветствую роскошь себя.
Не твою скоморошью спесь,
Не твою нехорошую лесть.
Среди нищих отчизны пажей
Я, воистину, всех хорошей.
С пустотою под маской лица,
Я себя долюблю до конца», – пишет она.
Хорошо ли, что эта книга идет в мир таким камерным тиражом? Что бы было, прочитай ее каждый из россиян?
Я думаю, она бы стала катализатором войны. В ней заложен потенциал ядерного оружия, которое, помните, как в анекдоте про «доставим за тридцать минут в любую точку света»? Примерно за час вдумчивого прочтения доставит ни разу не удовольствие, но – понимание того, когда и почему все успело так далеко зайти. Из стихотворения «Я хочу, чтоб началось землетрясение»:
Ни о ком из близких не жалея,
Ничего мирского не любя,
Уходи! Пусть тлю людскую
греет
Это пламя, только не тебя!
Пусть огонь чужих агоний
диких
В пляс языческий тебя
не увлечет!
Все костры – смертельные
гвоздики.
Их в гробы, как гвозди, Черт
забьет.
Там, в гробах, схороненные
заживо,
Скоморошисто-кошмаристую
тишь
Оглашают воплями.
И кажется,
Мертвые вцепляются в живых.
Живописность гарантийной
желчи.
Хищный лев. Кошмарный
Леопард.
Вкус влагалищ леопадших
женщин.
Нищета… И снова Петроград.
Невский вальс любовников
утопших.
Русский пляс с мамлеевской
гнильцой.
И еще бодлеровская лошадь,
Что «подобна девке
площадной».
Все болезненно избыточно,
утробно.
Родина в морщинистой
тщете.
Был пейзаж кладбищенский
подобен
Босховским кошмарам
на холсте.
Червь могильный леденцом
шершавым
В рот младенца медленно
ползет.
Соблазняют адские отравы.
Смерть развратна. Смерть
к себе влечет.
Взгляд младенца ею заворожен.
Среди сотни Снежных Королев,
Только Смертью будешь
заморожен,
Отвергая вседоступных Ев.
Мальчик дышит. И с дурной
улыбкой,
Безразличный полуидиот
Иногда подрагивает зыбко,
В те мгновенья, что осознает
Сквозь Иную, не мирскую
внятность
Алина Витухновская. Постмодернистские постстихи. – М.: Стеклограф, 2020. – 62 с. |
– всего распад.
И ему становится понятно –
Ада нет. Есть Возвращение
Назад.
Вот уже клубок червей,
его касаясь,
Жрет утробу. С каждым днем
червей
Больше гнилостных. Но Колесо
Сансары
Этого клубка сто крат
страшней!
Этот пир, еще во время
жизни –
Маленькой трагедии кусок. –
Краток, прост. «Так здравствуй,
Смерть-Отчизна!» –
Раздается детский хохоток.
Под землей гремя
немилосердно.
В нем пророчество.
А в нем – всего итог.
Я хочу, чтоб началось
Землетрясенье.
Но сначала – этот хохоток.
Абсолютно уверена, что, если бы эти стихи изучали в школах, такое поколение выросло бы не гертрудастайновски потерянным, а, наконец, найденным. Последствия прочтения (для тех, конечно, кто умеет читать) необратимы.
2020 год – время Андердога, час Х. Считайте, что презентация этой книги уже происходит и не спешит заканчиваться: все, что вы видите – декорации и иллюстрации к ней.
Алина – больше чем пророк, потому что она и так все знает, ей дано. И ей не так важно, сколько человек ее услышит. С каждым ее текстом, понятым хоть кем-либо со всеми пробелами в нем, у действительности появляется шанс – и, конечно же, эта самая действительность снова его радостно упускает, как Таня – свой мячик, в стихотворении Алины «Ты завидуешь Герою»:
Ты завидуешь Герою,
Морги рыщут впереди.
Что же сделают с тобою?
Ничего уже не жди.
Вроде молод, вроде мальчик.
Время есть, но в нем Ничто.
Твой Писатель твой
обманщик,
шмель ласкающих пустот.
Повторяешь: «Все в порядке»
День за днем, за ночью ночь.
Ты лежишь в своей кроватке.
Кто я, чтоб тебе помочь?
Я никто, опасный чертик,
твой отвергнутый дружок.
Что б я мог тебе испортить?
Все исчезло, что бы смог.
Что осталось в жизни,
мальчик?
Мама, книжки и вино.
Как же так? Что это
значит?
Значит то, что все равно.
Одеяло. Книжка. Кошка.
Твой писатель, твой герой.
Что же он не смог немножко
дольше, дальше быть с тобой?
Он уехал за границу,
в санаторий или в ад.
Он уже не возвратится
Красной армии солдат,
Кандидат в ады, диктатор,
Ленинградский почтальон.
Кто же будет виноватым
в одиночестве твоем?
Ты завидуешь Герою.
Морги рыщут впереди.
Я один хотел с тобою,
Ты ответил мне: «Уйди!»
Я ушел, я укатился,
твой послушный скучный
мяч.
Рядом люди или числа.
Тише, Танечка, не плачь.
Время вырастать из игрушек и читать что-то солиднее культмасса. Например, эту книгу. Вот бы еще она вспыхивала в руках у тех, кому заведомо не по мозгам.
Я абсолютно серьезно про изучение такого в школах. Но пока там царят уроки православия и Астахову называют светилом русской литературы, эту страну не победить.
комментарии(0)