Кристина Кармалита. Сны: поэзия, драматургия.– Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2020. – 174 с. |
Фиалки розовые, синие –
согреты маминой рукою,
а папы руки парусиновые
растили нежностью другою.
Лирическая героиня Кармалиты живет чувствами (стихи книги по-хорошему женские), и ее чувства так сильны, что способны как собрать из осколков разрушенный дом и мир души заново, так и взорвать их, если ответные покажутся фальшивыми. Чувства ее всегда предельны. Если лирического героя нет в городе – для нее нет никого, город пуст и холоден:
По улицам блуждаю – никого.
В торговом центре, боже, – никого!
Объехала весь город – никого.
Зачем же ты уехал из него...
Исчезая, герой уносит «волшебство городских фонарей» – здесь очень важно уточнение: уносит «невзначай, мимоходом», «не заметив свой легкий хватающий жест». И ей остается лишь бродить одиноко «средь высоких, беззвучных, холодных огней...».
Человек подсознательно всегда ассоциировал свои эмоции с сезонными изменениями природы, что отражено в фольклорной поэзии: у Кристины Кармалиты с народной традицией глубинная связь:
В этом мире светлолицем,
в золотых полях
научи меня молиться
сердцем журавля.
Автор предисловия к сборнику сибирский поэт Александр Денисенко охарактеризовал книгу как «целое собрание сновидений, в которых переплелись и запечатлелись тонкие причудливые состояния нашего сознания и подсознания, как некая потусторонняя, эзотерическая составляющая источников творчества, одновременно манящая, но и опасная, требующая осторожности и деликатности». Отмечает Денисенко и наполнение стихов «истинным драматизмом». Повторю: лирическая героиня в своих чувствах всегда стремится к пределу – даже к пределу своей земной жизни:
помаши летящему
от луны к луне
и подай просящему
в память обо мне
Образы снов, выловленные со дна ночей, предстают в дневном освещении, лишенные «сновидной дымки», но порой оказываются сильнее дневного света, и тогда появляются стихи, словно не написанные, а через поэтессу пришедшие, приносящие с собой опасное ощущение иллюзорности существования:
Как будто не было меня.
И день погожий к ночи
клонит,
и небо ночь огнями полнит,
и манит свет иного дня.
Одно из самых удивительных «грёзовых» стихотворений, в котором сплелись романтические и христианские образы, ночные звуки, свет ночной лампы-маяка...
вот ночь, вот капает вода,
вот путник на осле
идет сквозь годы города,
сквозь капли на весле
вот ночь вот звезды далеки
как мысли моряка,
дрожат бескровны и легки,
как крылья мотылька.
Если говорить о поэтических влияниях, то в стихах Кармалиты наиболее ярко отразилась поэзия Блока: от прямых аллюзий до интонационной близости. И хотя о символизме как направлении я бы говорить на примере стихов Кристины Кармалиты не стала, вера в высший источник поэтического вдохновения, несомненно, роднит ее с классиками и поэтами Серебряного века. В «Снах» совершен поэтический переход от «болезного духа», врачуемого песнопеньем, к вдохновению как дару.
комментарии(0)