Ева стремится к высшему образованию, сулящему ей сладости большие, чем в Адаме. Лукас Кранах. Ева. Лейпциг, Музей изобразительных искусств |
Книгу открывает триптих, включающий «Трактат об Ангелах», «Трактат об Обезьяне» и «Трактат об исходе».
Первый трактат написан неким «скромным учеником,/ Пожелавшим не указывать своего имени» и выдвигающим свой труд «на соискание магистерской степени/ В какой-нибудь области». В этом уже звучат иронические нотки по отношению к «ученику», развивающему идею божественного начала в мироустройстве, пользуясь арсеналом продвинутых идеологий. В его преломлении ангел представлен не столько высшей сущностью, сколько стилистической фигурой, ассоциирующейся с механистичным образом вестника Божия, предстающего «летательным устройством с мыслящим отсеком». Но этим технократическим описанием «ученик» не ограничивается. В его арсенале много научно-исторических параллелей, которые он применяет в качестве метафор, дабы постичь скрытый мир ангелов. Одна из них – коммунистическое общество с его демагогией и «ангельским» обликом строителя коммунизма.
Ангелы ведут скрытый
образ жизни,
Если сравнивать их с людьми.
Об их строе можно сказать,
как о коммунизме,
В который пытались
загонять плетьми.
Ангел хоть и знает
наизусть все правила
По вступлению в рай, хоть
и вертит на пальце ключи,
Однако никто
не предпочитает ни ангела,
Ни того, что в народе
называют «почти».
Вера Зубарева выводит формулу мировоззрения исподволь, показывая эволюцию скромного ученика, достигшего высот «примат-доцента» («Трактат об исходе»). Предметом исследования автора становится процесс превращения научных теорий и гипотез в идеологию, разрушающую сознание.
Так, история Адама и Евы подана в свете феминизма, в соответствии с которым поедание запретного плода с Древа познания проинтерпретировано будущим магистром как стремление Евы «к высшему образованию, сулящему ей сладости больше, чем в Адаме». И таких интерпретаций в свете продвинутых теорий в трактатах много, они легко угадываются, как, например, смесь истмата и феминизма:
Революция в Эдеме
совершилась по Ленину –
В одной отдельно
взятой аграрной области.
Феминистка Ева стала
во главе сопротивления.
(Но переписчик стер
все эти подробности.)
Вера Зубарева. Об ангелах и людях: Трактаты и поэмы / Послесл. И. Роднянской.– М.: Стеклограф, 2020. – 120 с. |
Возвращение блудного
человека к Обезьяне
Будет с радостью воспринято
природой, что тоже
Воскликнет: «Ешьте
и веселитесь, земляне!
Ибо этот сын мой был мертв
и ожил».
И вся эта тирада завершается
гротескным призывом:
Под прочным знаменем
дарвинизма
Орангутарии всех стран,
соединяйтесь!
Афористичность
триптиха неиссякаема:
Любая человекообразная
обезьяна
Культурней обезьяноподобного
человека,
и т.д.
Нисхождение до Обезьяны с большой буквы подготовило исход с малой, который, по словам автора, происходит «задом наперед», то есть по художественному факту – обратно в Египет, по ассоциациям – в пустыню, конечно, менее всего географическую. «Мы рождены, чтобы вернуться в ретро!» Но «ретро» понимается зубаревским персонажем как возвращение в животному миру и в конце концов – к тьме. «А потом – тьма» – это финальная фраза, которая итожит «Трактат об исходе» и одновременно весь триптих. Как ее расценивать? Как утверждение? Вердикт? Хочется прочесть строку с вопросительной интонацией, внеся долю здравого сомнения…
Было бы в корне неверным рассматривать трактаты под углом «научной» или «богословской» поэзии. Перед нами произведение остроумно-игровое, с иронией, направленной на ментальность продвинутого автора трактатов.
комментарии(0)