16 августа 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного писателя, одного из самых ярких представителей американского андеграунда Чарльза Буковски (1920–1994). Его невероятно звездная жизнь до сих пор полнится слухами и легендами. Одни классифицируют его как основателя «грязного реализма», другие причисляют к битникам и нигилистам. Скажу так: классифицировать писателя такого масштаба невозможно. Он был сам по себе. Самое ценное, что я вижу в его произведениях, – это те неприметные детали жизни и деформированные образы действительности, мимо которых ежедневно проходят тысячи людей. Он был невероятно наблюдательным человеком и умел извлекать поэзию из мусорного ведра, из канализации и даже из того, что в ней плавает. И в этом я не вижу ничего непристойного. В отличие от его многочисленных эпигонов в его текстах нет похабщины даже при наличии обсценной лексики. Они – сама боль, живая и нетленная словесная материя, лишенная мнимой поэтичности. Произведения Буковски – хорошая прививка от высокопарности. Для него нет разницы между поэтическим и прозаическим текстами. Блестящий мастер диалога, где нет ни одного лишнего и случайного слова. Подобно Джармушу, его кино начинается не с художественной постановки, а с обычной разговорной речи про кофе и сигареты.
Буковски – гений детали, поэтической повседневности, и подражать ему бесполезно. Неслучайно на его надгробной плите выбито: «DON’T TRY» и изображен боксер в боевой стойке. Для того чтобы так писать Словом – нужно прожить такую жизнь, какую прожил Генри (его настоящее имя). Думаю, что именно по этой причине любая попытка экранизировать его судьбу неудачна. В русской литературе я вижу только одного писателя, который, на мой взгляд, является полным аналогом Буковски, – это Игорь Холин (1920–1999), в чьих произведениях отчетливо отразилась низменная бытовая сторона совковой барачной жизни и пришибленные ею люди. Именно эта эпическая стихия объединяет двух юбиляров 1920 года выпуска. Буковски – американский Холин. Они похожи своей непринужденностью, точностью и конкретикой. Последние годы жизни лицо Чарльза озарила такая слава, что его встречали на стадионах под бурные овации, как рок-звезду. Он великолепно читал стихи. Спокойно, уравновешено, не повышая голоса. Адекватно тому, как и что в них выражено. Полу Маккартни в свое время так понравилась эта интонация, что он предложил записать Чарльзу Буковски альбом, где бы он читал свои стихи под музыку The Beatles, как когда-то это сделал Джим Моррисон с классическим составом группы The Doors… Но Буковски из скромности отказался. Он был действительно звездой – той одинокой и сумрачной звездой на литературном небосклоне Америки, на фоне которой все остальные меркнут. Буковски привнес в литературную речь способность говорить о сложных вещах очень простыми словами. Его реалистическая эстетика неисчерпаема, как сама жизнь. Его поэтический язык современен.
комментарии(0)