Я наблюдал, как падают цветы. Фото Андрея Щербака-Жукова
В сборнике-перевертыше Алексея Тихонова «Диптих: Сонеты. Стихи» представлены два венка сонетов (с одной стороны) и подборка стихотворений (с другой). У молодых поэтов сонет – форма, мягко говоря, непопулярная. Как скажут сейчас: «многобукф». Большинство авторов пугает жесткая структура сонетов, их строгость и архаичность. Что же заставило молодого поэта Тихонова взяться за эти «душители свободы»? Оказывается, автор сам избрал такую форму как медитативную духовную практику, а потом втянулся. «Сейчас я работаю над короной сонетов», – утверждает Тихонов.
В своем стремлении к рефлексии через архаику Алексей очень отличается от большинства своих коллег по поэтическому цеху. Например, в молодежной поэтической секции «Кашалот» при Союзе литераторов Российской Федерации Алексей единственный имеет на своем счету законченные венки. Согласно избранной форме, тексты Алексея насыщены поэтическими архаизмами: «днесь», «одр», «воззрев», «взыскуя», «созиждет», «ужель». Чтобы рассыпать эти потускневшие перлы перед современной публикой, требуется определенная смелость.
…Чей крепок дух, созиждущий
покой,
Предстанет миру, словно бы
изгой:
Отвергнув разнотолки,
экивоки,
Он с миром будет честен
и един.
... Мой путь земной лежит
среди стремнин:
Я днесь во всем ищу
первоистоки…
Алексей Тихонов. Диптих: Сонеты. Стихи– М.: У Никитских ворот, 2020. – 48 с. |
Я слышал речи выше
темноты,
Я наблюдал, как падают цветы,
Но утерял ключи
добропризнанства.
И се, опять гряду юдолью мук
И не стремлюсь покинуть этот круг.
Я различил в движенье
постоянство.
Творческий диалог, впрочем, не зазорен. Мало кто из поэтов ХХ, а тем более XXI столетия избежал скрытого или открытого цитирования своих кумиров. Можно подумать, что перед нами прямое безыдейное копирование. Но это не так.
…Я, словно вор, на черепки
Строфу разбив, как глину
амфор,
Краду у прошлого для завтра
Иносказательность строки…
Этот отрывок из второго сонета Алексея показывает, что автор прекрасно сознает свой путь в поэзии и риск, который ему сопутствует.
Нельзя, впрочем, сказать, что современность вовсе не трогает Тихонова. В его подборке стихотворений можно встретить строки, вдохновленные настоящим:
Горел огонь на грязном
пустыре
Конфорок в типовой
пятиэтажке,
Как папортников цвет,
надеждой грел,
И вился дым табачный сизой
пряжей…
Лирическим героям Алексея порою «снятся поезда. И душный гул вокзала», они могут «воскурить сигареты и жечь электричество» и «даровать тепло кафельной плитке». Вещественность урбанизированного мира в работах Тихонова часто соседствует или противопоставляется миру духовному:
…Ее поправ, ковшами
разорвут,
И ночью звезды, что обычно
врут,
Скорбеть начнут.
И в памяти Медведиц
Всплывет, как я на кухне
в телескоп
На них взирал, забыв про
эскалоп,
И открывал таинственные
двери.
Как отметил в своем предисловии к книге московский поэт и критик Николай Калиниченко: «В сущности, венок сонетов – это нечто вроде личного альбома или дневника, в который поэт включает элементы уже созданных произведений». Не случайно книга Алексея Тихонова выполнена в виде перевертыша – избранные стихотворения и сонеты стремятся навстречу друг другу, соприкасаясь оглавлениями и тем самым приходя к насыщению. Таким образом, алхимия венков, сохраняя свою неизменную структуру, будет насыщаться личным опытом автора, постепенно удаляясь от подражания.
Следует отметить достойное оформление сборника и удобный для чтения формат «под нагрудный карман», а также высокое качество печати и верстки.
комментарии(0)