Таскает книги с упоением, как верблюд. Фото Андрея Щербака-Жукова
Как известно, в Средневековье мир было принято разделять на четыре «природы». В новой книге Ганны Шевченко о природе несотворенной, божественной, не говорится ничего, зато обе разновидности природы «низшей», сотворенной представлены в изобилии. Мир вещей, предметов, мир жесткой обыденности, работы на износ, обид и разочарований – это природа нетворящая, natura non creans et creata. Вот такая, например:
Вечерний город похож на труп –
не дышит. Но голосит
над ним завод. Из кирпичных труб
сыпется диоксид.
Или вот с философским оттенком:
В своем физическом
убранстве,
непогрешима и тверда,
вещь проявляется
в пространстве
и замирает навсегда.
Это, условно говоря, «Работа». Альтернатива ей – природа творящая, natura creans et creata. Человеческое. Женское. Живое.
У меня внутри поют сверчки,
и блуждает леший с бородою,
беленая хата у реки,
вербы над прохладною водою.
Через реку переброшен мост,
за рекою – ивовая чаща,
где волшебный, одинокий дрозд
исполняет гимн
животворящий.
Ганна Шевченко. Путь из Орхидеи на работу. Сборник стихов.– М.: Арт Хаус медиа, 2020. – 96 с. |
Увы, всегда оставаться в «Орхидее» нельзя. Конечно, противно и выходить из комнаты, и просто просыпаться, чтобы видеть вот это все:
Мой быт прекрасен: лампа, маховик,
перчатки, бок ржавеющей
точильни,
короткой батареи змеевик,
две крышки, мясорубка,
холодильник.
Пишу об этом из таких низин,
что ниже – только черви
и соседи,
стоянка, продуктовый
магазин,
поребрики, столбы,
электросети.
Что делать. Мы обречены покидать свою природу, становясь частью природы чужой. Неприятной, но неизбежной. Здесь это дано предметно и ярко (впрочем, со здоровой мерой иронии).
Сколько одежду
ни разнообразь,
тесные образы портят
осанку –
то ли я в теле чужом
родилась,
то ли надела себя наизнанку.
Но прочь уныние! Автор представляет сразу два выхода из грустного противостояния двух природ. Один, условно говоря, «женский» – соблюдение несложных ритуалов, позволяющее несколько одушевить мертвую, чужую природу. Варить супы. Делать ремонт. Как-то «уминать» под себя неуютную берлогу мертвой материи. Привыкать к собственному телу – мосту между живой и неживой материей. Находить жизнь всюду.
простые бабы, на скамейке
усевшись, курят после смены,
пускают дым осиротелый,
и я парю в его составе –
я к своему привыкла телу.
Но интереснее и ярче другой выход, данный в одном из немногих сюжетных стихотворений сборника. На первый взгляд в нем все печально. Шеф некой конторы заставляет своих менеджеров разъездной – самой унизительной, книжной – торговли перед началом трудовой смены плясать под бодрую музыку. Насилие? Возможно. Но в итоге-то – победа.
Олег выходит из офиса
безупречен, приятен, нагл,
мерцая нимбом, шагает
посуху, как по воде,
заходит в морги, отделения
милиции, парикмахерские
и т.д.,
таскает книги с упоением, как
верблюд
(там есть советы, как
одновременно готовить
несколько блюд),
его пути позавидовал бы
Лао Цзы.
Книги покупают полковники
женам, молодые
парикмахерши,
вдовцы.
А все благодаря танцу, связывающему во многих культурах различные миры. Жесткий, болезненный ритуал (не случайно танец связан со слезами – что в попсовом «плачь, плачь, танцуй, танцуй», что у Арсения Тарковского в знаменитом восьмистишии, где в первом катрене все пляшут, а во втором плачут). Быстрое движение по заданному маршруту.
Нужно двигаться, активно перемещаться между двумя мирами, двумя природами. Или самому, или в сопровождении проводника, учителя. Того, кто инициирует, отправит тебя в путь. Того, кто «разумней и злее». Возможно даже, это «учитель нежности де Сад».
Не то чтобы грустная, но серьезная книжка Ганны Шевченко говорит нам: нечего расслабляться по дороге на работу. Не стоит и отчаиваться. Двигайся быстрее, нам еще возвращаться обратно. Каждый день, год за годом.
комментарии(0)