Кто из великих говорил: всегда и во всем сомневаться? Иллюстрация из книги |
В статье «Славянский фактор в современной поэзии» (см. «НГ-EL» от 01.08.13) он умело выкручивается, сообщая, что вся его деятельность – специфическое продолжение русского авангарда, а «Русский Гулливер» – «председатель земного шара». «Именно наш авангард по-прежнему востребован западным университетским сообществом, вызывает интерес не столько яростью отрицания, сколько глобальностью начинаний, масштабностью, мессианским предвидением... На фоне «песни бессилия» (Джон Зерзан), исполняемой мировой поэзией почти столетие, этот яркий фрагмент нашей словесности и акционизма смотрится удивительно выигрышно, даже если не вдаваться в детали. Вспышка, тектонический сдвиг, восклицательный знак. «Если поэтам запрещено быть «председателями земного шара», «певцами и первенцами», «глашатаями-главарями», волхвами, а вместо этого предложено заниматься академическим уточнением смыслов, нам такая поэзия не нужна».
Вадим Месяц. 500 сонетов к Леруа Мерлен. Стихи и картинки. – М.: Квилп Пресс, Центр современной литературы, 2019. – 300 c. (Модная штучка). |
На все вопросы найдены
ответы,
но некоторые нам не по зубам,
поскольку книги, фильмы
и газеты
сотворены на счастие жлобам.
Искусство было создано
для них,
а не для нас, свободных
и нахальных…
Кабинетной деятельности автор предпочитает свободу и нахальство. Елена Зейферт в послесловии к книге отмечает: «Лейтмотивы в цикле – обращение к прекрасной даме, общение с женщиной как выход из онтологического тупика, в том числе уход от обесцененного искусства («И сладострастья выше в мире нет, чем пристрелить, отпраздновав измену, Эвтерпу, Терпсихору, Мельпомену, что нам дарили негасимый свет, чтоб к Леруа Мерлен упасть на грудь»); тема Дон Жуана и неприятие греха («И соблазнивший Леруа Мерлен, ты скорого достоин эшафота»; «меня смешат врожденные пороки, не чувствует бессмертная душа их тяжкого укора за спиною»); эскапизм, стремление к побегу от жизни, вплоть до полетов в космос («чтоб через миг в летающей тарелке умчаться прямо к звездам наконец»); богоборчество и богоискательство («Ты веришь в Бога? Я не верю в Бога. Твой Бог не оправдал моих надежд»). Парадоксальным образом цикл «сонетов» к финалу сгущается: магистральные линии завершаются концептуально, квазифилософия оборачивается жизненной позицией лирического героя, ищущего отдохновение в объятиях женщины, не принимающего первородного греха и других пороков, сомневающегося в ценности религии и искусства». Кто из великих говорил: всегда и во всем сомневаться?
Сейчас Месяц готовит к изданию авантюрный роман об Иосифе Бродском, сыгравшем серьезную роль в его жизни. «Дядя Джо. Роман с Бродским». Любопытно будет посмотреть, как «ненависть к поэзии» и «жлобскому искусству», декларированная в «Сонетах», проявится в новой прозаической книге.
Галле, Германия
комментарии(0)