0
3896
Газета Поэзия Печатная версия

19.12.2019 00:01:00

Две иконы стиля

История общения Андрея Вознесенского и Жаклин Кеннеди-Онассис

Тэги: андрей вознесенский, поэзия, джон кеннеди, жаклин кеннеди, ссср, сша, выставка, история, литература


(андрей вознесенский, поэзия, джон кеннеди, жаклин кеннеди, ссср, сша, выставка, история, литература Андрей Вознесенский и Жаклин Кеннеди: взаимное открытие «континентов». Фото © Центр Вознесенского

В Центре Вознесенского состоялось открытие мультимедийного проекта «Поэт и Леди», посвященного многолетней дружбе поэта Андрея Вознесенского и первой леди США Жаклин Кеннеди-Онассис. Куратор проекта, главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич представил выставку собравшимся гостям. «Когда мы начали погружаться в мир Жаклин Кеннеди и Андрея Вознесенского, то поняли, как много еще не знаем. Во время подготовки выставки стало известно, что существует целый материк под названием Америка Вознесенского, а мы увидели только линию горизонта», – поделился Сергей Николаевич.

Как отметил куратор выставки, огромное значение для поэта имели поездки в Америку, страну мечты, новых рифм, новых встреч, новой реальности. Самым интересным для создателей проекта было понять, что значила для Вознесенского и его поколения эта страна. Для выставки была взята лишь одна страница – эпизод, связанный с Жаклин Кеннеди-Онассис.

По словам Николаевича, новая выставка в Центре Вознесенского получилась более исторической и менее атмосферной, чем предыдущие проекты. Однако эти слова куратора можно отнести лишь к первому залу экспозиции, где представлены биографии героев в формате газетных вырезок. С одной стороны, «линия жизни» Жаклин Кеннеди-Онассис, с другой – хроника поездок Вознесенского в США и его творческие связи с выдающимися представителями американской культуры.

В витринах первого зала – американские издания его книг 1960–1970-х годов, в том числе билингвальные, и виниловый диск с фрагментами сборника «Антимиры», которые читают переводчики Вознесенского – поэты и драматурги Уистен Хью Оден, Уильям Джей Смит, Ричард Уилбер и Стэнли Кьюниц. Линия Вознесенского переходит, соединяясь и пересекаясь, в линию Зои Богуславской, писателя и культуртрегера, супруги и неизменной музы поэта, чья творческая биография также тесно связана с Америкой. В конце зала размещено большое видеоинтервью Зои Богуславской об общих с Вознесенским американских друзьях, встречах с заокеанскими политиками и знаменитостями. В центре зала – видеоинсталляция, подготовленная на основе фото, кино- и телехроники 1960–1970-х годов.

Второй зал дизайнер Юлия Наполова сделала более камерным и домашним. Здесь воссоздана атмосфера нью-йоркской гостиной, где Жаклин Кеннеди жила долгие годы, уже не будучи первой леди. Встречают гостей экспозиции – витрины с книгами, ведь знаменитая Джеки – библиофил, издатель и редактор. С 1975 года она сумела утвердиться в литературной среде Нью-Йорка как вдумчивый и серьезный профессионал. На ее счету несколько десятков выпущенных книг – мемуары Майкла Джексона «Лунная походка», роман нобелевского лауреата Нагиба Махфуза «Каирская трилогия», фотоальбом, посвященный неизвестному Версалю, и многие другие. Символично, что одна из первых книг, подготовленных Жаклин, называлась «В русском стиле», а одной из последних стал роман Эдварда Радзинского «Последний царь». Некоторые из этих книг экспонируются на выставке «Поэт и Леди».

На стенах «гостиной» – памятные фотографии, графика, гравюры. Среди них работы художника, чье имя важно для Жаклин, – Франца Буеба, немца, эмигрировавшего в США и сделавшего себе имя в качестве известного салонного рисовальщика, портретиста светских красавиц Нью-Йорка и Палм-Бич. Еще один примечательный экспонат – вечернее платье изо льна, копия работы Олега Кассини, созданное специально для Жаклин Кеннеди в 1965 году. Тут снова мерцает интерес и любовь Жаклин к русскому стилю и России. Этот экспонат – из коллекции Фонда историка моды Александра Васильева. В центре этого зала – история и образ легендарной видеомы Вознесенского «Бабочка Набокова», которая понравилась Жаклин.

Третий зал выставки – аттракцион в жанре видеоинсталляции. Зритель оказывается в окружении зеркальных видеопроекций, переосмысляющих американское искусство 1960-х и использующих растровую эстетику короля американского поп-арта Роя Лихтенштейна. Атмосфера богемного шика ночной жизни Нью-Йорка 1960–1970-х, эпохи поп-арта и диско. Жаклин Кеннеди-Онассис и Андрей Вознесенский – каждый по свою сторону океана – иконы стиля и создатели модных трендов того времени.

Выставку сопроводило издание книги «Поэт и Леди» – совместный проект «Редакции Елены Шубиной» и Центра Вознесенского. Выставка будет открыта до 14 марта 2020 года. В рамках проекта проходят лекции, встречи и программа кинопоказов «Голливудское зеркало Америки 1960–1970-х» – голливудские блокбастеры 1960–1970-х, каждый из которых вошел в историю мирового кинематографа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1351
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1537
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1646
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3910

Другие новости